Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь приходилось видеть нераскрывшийся бутон цветка, погибший от первых заморозков? Печальное зрелище — ещё немного, и явился бы миру чудесный, ароматный цветок — но, увы, мороз сковал его крепко и не позволил реализоваться. В сегодняшнем Евангелии мы услышим, какие силы способны поступить с человеческой душой также, как мороз — с бутоном. Давайте внимательно послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит за богослужением в православных храмах.

Глава 11.

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Этот евангельский эпизод очень важен для понимания того, как действует в человеке демоническая сила — и как — Божественная. Демон, оказавшись внутри, как бы «запирает», «затыкает» человеческую природу, не позволяет ей раскрываться «от себя самой»: продолжая наш образ, демоны «подмораживают» человека и тем самым его лишают свободы. В норме у нас есть всё, что позволяет нам и слышать, и говорить — без словесного общения человек обречён на очень ущербную жизнь. Это происходит, когда дьявольская сила как бы «связывает» человеческую природу своей властью и становится источником непрекращающегося страдания.

Зададимся вопросом: а в чем же интерес бесов в этом «связывании» человеческой природы? Порабощённый демоном человек не может раскрыться и тем самым реализовать Божественный замысел о себе. Другими словами, оказавшийся в плену у диавольских сил — это «минус один» потенциальный боец в ряду воинов Божественного света. Причем без разницы, где именно окажется этот человек подловлен диаволом: главное, чтобы не дать ему развиться, раскрыться во всей полноте. Вот в чём и заключается коварство диавола: ему сам человек вообще не интересен, главное, чтобы у Бога было как можно меньше дееспособных сторонников.

Здесь, конечно же, следует чётко разделить грех и бесовскую одержимость. Да, любой грех — это, можно сказать, ущербность, «потеря боекомплекта». Но одержимость — уже попадание в плен, когда не сам человек собой распоряжается, а те, кто получили над ним власть. Чем больше грехов — тем больше шансов оказаться в полном плену: сопротивляться-то уже нечем! Поэтому есть только один способ сохранить свободу от диавольских ловушек: не грешить, всеми силами стремиться развивать добродетели и всячески избегать грехов — и больших, и малых.

Действие же Божественной благодати в душе человека — совершенно иное. Она не пытается «схватить» и «удержать» человека в своей власти, как это делает бесовская сила, не «упраздняет» и не «затыкает» природу — но, напротив, становится добрым, согревающим природу Светом — в лучах которого человек раскрывается во всей красоте, так, как это и было задумано Творцом. Это раскрытие — естественное, не принудительное, не вынужденное: ощутив зов Небесного Отца, душа сама по себе начинает тосковать по родному дому, по Небесному Отечеству — и в этом глубинном устремлении прорываться сквозь любые ошибки и пороки, грехи и глупости. Но это движение возможно лишь при условии хотя бы относительной, но всё же свободы — которую одержимый бесом уже не имеет.

Вот почему мы и слышим в Евангелии, что Христос Спаситель изгоняет бесов из людей — даруя возможность исцелённым снова встать в строй воинов Света. Дыханием Своего Божественного Духа Христос дует на «подмороженные» диаволом души живых людей — и те оживают, сбрасывают с себя ледяную скорлупу зависимости — и снова возвращаются в полноценную, настоящую жизнь.

Как же важно помнить о том, что любой грех, совершаемый нами — своего рода «трещина» в нашей изоляции души, сквозь которую незаметно может пробраться леденящий душу смертоносный холод — и при первых признаках «охлаждения души» срочно искать, где же мы допустили оплошность!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!