Как научиться просить у Бога то, что мне действительно необходимо? Как не ошибиться в своих желаниях? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Только что прозвучавшей евангельский отрывок посвящён теме, которая для нашей духовной жизни является одной из ключевых. Это тема молитвы. Начинает Спаситель с весьма обнадёживающего заявления: кто просит, тот всегда получит. Это обещание воодушевляет. Нередко мы держим именно его в памяти, когда настойчиво требуем у Бога исполнения наших желаний. Господи, пошли мужа, дай детей, помоги найти работу, избавь от злых людей, исцели от болезни, прогони печаль и тоску. Однако порой Господь почему-то не торопится. «Наверно, я недостаточно настойчиво прошу», — сокрушаемся мы. И продолжаем требовать до тех пор, пока не выбиваемся из сил окончательно. Так с нами случается по той причине, что мы не обращаем внимания на вторую часть отрывка. А ведь именно здесь содержится очень важный комментарий, касающийся усердной молитвы.
Хлеб, рыба, яйца — обычная еда жителя Палестины. Его дневной рацион. А потому Господь использует эти привычные для своих слушателей образы для того, чтобы донести до них важную мысль. Если отец любящий, внимательный, заботливый, он никогда не даст сыну вместо хлеба, рыбы, яиц камень, змею или скорпиона. Здесь и скрывается ответ на вопрос, почему наши самые настойчивые и упорные просьбы к Небу часто не исполняются. Нам-то кажется, что мы просим хлеб, рыбу, яйца, но на самом деле, сами того не понимая, вымаливаем у Бога камень, змею, скорпиона. А Господь именно любящий Отец. И по Своему отеческому милосердию не даёт нам этого.
Для нас это повод задуматься. Ведь проблема в том, что мы просим эти несвоевременные или неполезные для нашего духовного состояния и в целом для нашей жизни вещи у Бога весьма настойчиво. Нам кажется, что Он должен нам их дать просто потому, что должен заботится о нас. Как же мы будем без этого жить? И зачастую, если не получаем того, что просим, очень на Бога обижаемся. Мы совсем не допускаем мысли, что у Него иное видение ситуации. Он смотрит на нашу жизнь в иной перспективе. Он видит её во всей её глубине и полноте. И Ему лучше видно, что для нас съедобно, а что несъедобно. Это определяет Он, а не мы.
Что же нам делать в подобной ситуации? Наша задача научиться видеть свою жизнь и всё, что с ней происходит, не своими глазами, а так, как на неё мог бы смотреть Господь. Это должно стать нашей главной целью — изменение перспективы обзора. Не я в центре всего, в центре Бог. Призывы к такому взгляду на мир постоянно содержатся в Писании. Так, апостол Павел призывает нас приобрести ум Христов, а также те чувства, которые были во Христе. Как же это сделать?
Начать с того, что ежедневно побуждать себя сопоставлять свои мысли, чувства, слова и поступки с Евангелием. Стараться во всех своих делах спрашивать себя: а что по этому поводу думает Господь? А как я могу быть полезен Ему и людям в этой ситуации? Также нам необходимо советоваться с духовно опытными людьми и участвовать церковных таинствах. Всё это вместе просвещает наш ум, одухотворяет наши чувства, даёт нашему сердцу свет, облагораживает наши действия. Постепенно мы начинаем видеть эту жизнь ясно и отчётливо. У нас развивается духовная интуиция. Мы начинаем действовать более эффективно, то есть с пользой для себя и людей. И однажды неожиданно для себя приходим к простому выводу. Всего лишь об одном мне следует просить Творца. Всего лишь одно мне действительно необходимо. Это единственное, что мне требуется, великолепно сформулировал в своей молитве к Богу преподобный Исаак Сирин: «Тебе Господи ведомо, что мне полезно. Сотвори со мной по воле Твоей».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В детстве, помню, школьники разыгрывали друг друга — заворачивали в конфетный фантик какую-нибудь гадость и потом дружно хохотали, когда при всех жертва расстраивалась, поняв, что её обманули. Схожий образ использует Христос Спаситель в своей речи — давайте послушаем сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, 11 глава, который читается в храмах на богослужении — и постараемся понять, почему именно таким неожиданным способом надо было донести до слушателей нечто очень и очень важное.
Казалось бы, весь смысл чтения можно было бы свести к паре слов: Бог — не злой. Но это вроде как — очевидность, банальщина? Разве кто-то утверждает обратное — что Бог злой, несправедливый, подлый, радуется, когда причиняет другому унижение и боль — как несмышлёные и дурно воспитанные подростки?
Вроде бы явным образом такие хульные вещи никто и не говорит — ещё бы, страшновато как-то ведь! — Но если мы внимательнее всмотримся в наши ожидания — картина становится вовсе не такой уж и очевидной.
Когда у нас появляется некая значимая проблема, и при всей важности её мы не только не молимся, но пренебрежительно фыркаем от одного призыва помолиться — значит, мы уже не словом, а делом свидетельствуем о своём ожидании от Бога: «зачем молиться, если всё равно Он ничего не сделает?» Или другими словами, если совсем коротко, мы безмолвно утверждаем: «Бог злой!»
Когда мы оказываемся в жизненном тупике, и в суетливом беспокойстве растратив все силы, опускаемся в полной безнадёжности на пол и тупо смотрим в одну точку, не ожидая уже вообще ничего хорошего — мы тоже безмолвно утверждаем: «Бог холодный, безразличный и злой!»
Когда мы сталкиваемся с вопиющей несправедливостью и сердце наполняется упоительной яростью и желанием отмщения, и начинает сладостно трепетать, как только такая возможность представляется — мы тоже бессознательно утверждаем: «Бог злой, несправедливый и невнимательный к нам!»
Но всё Евангелие — а в особенности сегодняшний отрывок — категорично утверждает обратное: нет, Бог — не злой, не подлый, не радующийся человеческой боли, не забывчивый, не предвзятый. Все эти качества — исключительно наши собственные психологические проекции в пустоту нашего маловерия, которые мы иногда начинаем воспринимать как образ настоящего Бога.
И сегодня Евангелие предлагает нам отличный выход из этого тупика наших проекций: для этого надо развернуть наш мысленный взор — в прямо противоположную сторону, и не выискивать те или иные качества в Боге, а всмотреться в самих себя. Если в моей душе есть хоть что-то на самом деле хорошее, которое проявляет себя прежде всего в отношении к моим самым близким людям — например, детям — то почему я вдруг думаю, что Сам Господь Бог может оказаться хуже? Ведь это — явная нелепость!
Открою небольшой секрет: когда мы не только в себе, но и в самых нелюбимых нами людях начинаем допускать наличие чего-то правильного, доброго, светлого — пусть и закопанного на самой глубине души под грудами грехов и предательств, подлостей и лукавств — то однажды этот человек обязательно вдруг развернется перед нами так, что этот лучик света всё же пробьётся наружу — и мы почувствуем огромное облегчение от того, что наша вера в этот добрый свет не была напрасной!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееОсновная мысль этого евангельского отрывка предельно проста: в молитве необходима настойчивость и постоянство. Церковь в своей аскетической молитвенной практике в полной мере усвоила слова Христа Спасителя, а потому основная монашеская молитва очень краткая, но повторяется она в течение суток бесчисленное количество раз, каждый монах в буквальном смысле дышит этой молитвой, которую мы называем молитвой Иисусовой. Знакома она, конечно, не только монахам, и звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного». В этой молитве нет ничего, кроме исповедания Иисуса из Назарета Богом и второй ипостасью Святой Троицы, а также просьбы о помиловании. Есть в ней также определение самого себя как грешника, но это определение, как и упоминание того, что Господь Иисус Христос — Сын Божий, содержится лишь в славянском варианте молитвы Иисусовой, тогда как в греческом ее оригинале нет ни первого, ни второго, греческий вариант звучит значительно лаконичнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Церковь не возбраняет использовать любой из этих вариантов молитвы, впрочем, возможно и множество иных форм, к примеру, при желании или же необходимости можно добавлять имя Пресвятой Богородицы, а также святых, в этом случае молитва изменится следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя, грешного». А если мы имеем сердечное стремление призвать одного или нескольких святых, то можно это сделать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Сергия, помилуй мя». Некоторые прославленные Церковью подвижники рекомендовали разнообразить текст молитвы Иисусовой с тем, чтобы не было привыкания, и чтобы ум молящегося был сосредоточен на словах молитвы, а сосредоточению как нельзя лучше способствует добавление к молитве упоминания Божией Матери или же святых.
В молитве Иисусовой, как и в иных христианских молитвах, важна неотступность, и это не какая-то позднейшая блажь, это прямое и непосредственное исполнение данной Самим Спасителем заповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). Да, здесь Он как будто бы ни слова не говорит о молитве, но то, что речь здесь идёт именно об обращении к Богу, очевидно из контекста слов Христа, ведь далее Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Впрочем, после этих слов Спасителя может возникнуть вопрос относительно того, почему в центральной монашеской молитве нет слов о Духе Святом, тогда как Он, если буквально понимать слова Христа, должен быть предметом наших молитвенных прошений. Ответ прост: мы просим о помиловании, а помилование — очень многогранное понятие, оно включает в себе не только прощение грехов, и не только милость Бога с сопутствующими ей благодеяниями, оно включает и дарование благодати Пресвятого Духа, как высшей формы проявление милосердия Божия к человеку.
Молитва Иисусова с ее неотступностью и постоянством, это, конечно, не специфически монашеское делание, к ней, как и вообще к молитве, призваны все христиане, точно также, как не только монахи призваны к целомудрию, к посту и к послушанию. Все перечисленное должно быть в жизни любого христианина, вне зависимости от его социального и церковного статуса, потому как Евангелие адресовано в равной степени каждому человеку, ну а монахи — это частный случай, это люди, которые приняли решение не отвлекаться ни на что другое и всю свою жизнь посвятить исполнению Христовых слов, их опыт, в том числе и молитвенный, стоит того, чтобы его использовать в обычной, а не только монашеской, христианской жизни.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий