Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13
Как научиться просить у Бога то, что мне действительно необходимо? Как не ошибиться в своих желаниях? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Только что прозвучавшей евангельский отрывок посвящён теме, которая для нашей духовной жизни является одной из ключевых. Это тема молитвы. Начинает Спаситель с весьма обнадёживающего заявления: кто просит, тот всегда получит. Это обещание воодушевляет. Нередко мы держим именно его в памяти, когда настойчиво требуем у Бога исполнения наших желаний. Господи, пошли мужа, дай детей, помоги найти работу, избавь от злых людей, исцели от болезни, прогони печаль и тоску. Однако порой Господь почему-то не торопится. «Наверно, я недостаточно настойчиво прошу», — сокрушаемся мы. И продолжаем требовать до тех пор, пока не выбиваемся из сил окончательно. Так с нами случается по той причине, что мы не обращаем внимания на вторую часть отрывка. А ведь именно здесь содержится очень важный комментарий, касающийся усердной молитвы.
Хлеб, рыба, яйца — обычная еда жителя Палестины. Его дневной рацион. А потому Господь использует эти привычные для своих слушателей образы для того, чтобы донести до них важную мысль. Если отец любящий, внимательный, заботливый, он никогда не даст сыну вместо хлеба, рыбы, яиц камень, змею или скорпиона. Здесь и скрывается ответ на вопрос, почему наши самые настойчивые и упорные просьбы к Небу часто не исполняются. Нам-то кажется, что мы просим хлеб, рыбу, яйца, но на самом деле, сами того не понимая, вымаливаем у Бога камень, змею, скорпиона. А Господь именно любящий Отец. И по Своему отеческому милосердию не даёт нам этого.
Для нас это повод задуматься. Ведь проблема в том, что мы просим эти несвоевременные или неполезные для нашего духовного состояния и в целом для нашей жизни вещи у Бога весьма настойчиво. Нам кажется, что Он должен нам их дать просто потому, что должен заботится о нас. Как же мы будем без этого жить? И зачастую, если не получаем того, что просим, очень на Бога обижаемся. Мы совсем не допускаем мысли, что у Него иное видение ситуации. Он смотрит на нашу жизнь в иной перспективе. Он видит её во всей её глубине и полноте. И Ему лучше видно, что для нас съедобно, а что несъедобно. Это определяет Он, а не мы.
Что же нам делать в подобной ситуации? Наша задача научиться видеть свою жизнь и всё, что с ней происходит, не своими глазами, а так, как на неё мог бы смотреть Господь. Это должно стать нашей главной целью — изменение перспективы обзора. Не я в центре всего, в центре Бог. Призывы к такому взгляду на мир постоянно содержатся в Писании. Так, апостол Павел призывает нас приобрести ум Христов, а также те чувства, которые были во Христе. Как же это сделать?
Начать с того, что ежедневно побуждать себя сопоставлять свои мысли, чувства, слова и поступки с Евангелием. Стараться во всех своих делах спрашивать себя: а что по этому поводу думает Господь? А как я могу быть полезен Ему и людям в этой ситуации? Также нам необходимо советоваться с духовно опытными людьми и участвовать церковных таинствах. Всё это вместе просвещает наш ум, одухотворяет наши чувства, даёт нашему сердцу свет, облагораживает наши действия. Постепенно мы начинаем видеть эту жизнь ясно и отчётливо. У нас развивается духовная интуиция. Мы начинаем действовать более эффективно, то есть с пользой для себя и людей. И однажды неожиданно для себя приходим к простому выводу. Всего лишь об одном мне следует просить Творца. Всего лишь одно мне действительно необходимо. Это единственное, что мне требуется, великолепно сформулировал в своей молитве к Богу преподобный Исаак Сирин: «Тебе Господи ведомо, что мне полезно. Сотвори со мной по воле Твоей».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов