Молитва «Отче Наш» особенно дорога христианскому сердцу. Ведь её дал Своим ученикам Сам Иисус Христос. То есть её Автор Тот, Кто, с одной стороны, на собственном опыте познал все нюансы человеческой жизни, лично ощутил то бремя, которое несёт каждый из нас. С другой стороны, Тот, Кто знает о нуждах людей как их Творец. В этой молитве нет ни одной лишней просьбы, а вместе с тем она отражает все наши нужды: духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Существуют ли какие-то правила, которым необходимо следовать, когда мы читаем эту молитву? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Если мы обратимся к святоотеческой письменности, что увидим, что все рассуждения отцов Церкви о диалоге с Богом зачастую начинаются с рассуждений о молитве Господней. Что означают её слова, как её стоит читать, в каких ситуациях, какое место эта молитва занимает в общественном богослужении и домашнем молитвенном правиле. Иными словами, какова должна быть внешняя и внутренняя ситуация, чтобы молитва «Отче Наш» принесла максимальную духовную пользу тем, кто с её помощью обращается к Творцу. Согласитесь, это очень важные комментарии. Ведь человек может использовать слова молитвы при подготовке к преступлению. Или в его момент. Или для того, чтобы избежать наказания. Действительно, бывает, мы прибегаем к молитве, не отдавая себе отчёта в том, на что просим благословения Божия. Для этого подвижники Церкви и объясняли правила использования этого святого текста. И если мы приглядимся к тексту Евангелия, то увидим, что подобные правила даёт уже Сам Господь. В той притче, которая идёт сразу после молитвы «Отче Наш», Христос указывает на три важных момента.
Во-первых, мы можем обращаться к Богу напрямую и по всякому поводу. Даже в бытовых нуждах, которые могут показаться мелкими и незначительными. Или очень интимными, о которых, как нам кажется, не принято просить. Нас не должно беспокоить, что мы можем нарушить личное пространство Творца. Или стучимся к Нему не в то время. Когда Он занят. В притче человек начал тарабанить соседу в 12 часов ночи. Так, ребёнок не боится забегать в спальню к родителям и забираться к ним под одеяло. Ему всё прощают. К такой искренней, доверительной молитве Бог призывает и нас.
Во-вторых, наша молитва должна быть не ради удовлетворения наших корыстных интересов. Проситель в притче пришёл не ради себя. Он пришёл ради того, чтобы накормить друга. Так и мы должны обращать внимание на мотивы своих просьб. Чего я в конечном счёте хочу? Чтобы Господь создал ситуацию, в которой бы я ни в чём не нуждался и меня наконец-то все оставили в покое? Или же я хочу исполнить волю Творца и послужить окружающим людям? Бог быстрее отвечает на те молитвы, в которых мы просим помочь нам быть исполнителями Его Евангелия. Но медлит с ответом, если я прошу сделать так, чтобы мне стало лучше и легче жить.
В-третьих, наша молитва должна быть непрестанна и сопровождаться терпением. Потому что важен не только результат, который мы получаем в ответ на наши просьбы. Важен и сам процесс молитвенного предстояния Богу. Эта сосредоточенность на Творце сама по себе уже решает многие проблемы и создаёт особую духовную атмосферу в нашей душе. Бог может медлить потому, что хочет, чтобы мы просто с Ним поговорили.
Всё это не означает, что Бог не ответит на наши молитвы, если мы не учитываем эти факторы. Он реагирует на каждого из нас по-разному. Ведь кто как не Он лучше всех понимает ситуацию каждого. Но обозначенные выше три условия сообщают нашей молитве дополнительное ускорение. Ведь если мы их учитываем, то вся наша жизнь превращается в непрестанный поиск воли Бога, в самозабвенное служение ближним. А это самый короткий путь к тому Царству, о Котором Христос проповедует в Своём Евангелии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Бывало ли у вас, дорогие друзья, что вы о чём-то искренне молитесь, просите чего-то очень конкретного — но, увы, словно небеса ничего не слышат — время идёт, ничего не меняется. В какой-то момент вы уже и перестаёте молиться — отчаявшись получить — ещё проходит время — и тут вдруг — на тебе! — уже и не особо-то и надо — а вот оно, на «блюдечке с голубой каёмочкой!» Чтобы разобраться, почему так происходит, давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит в наших храмах во время богослужения.
В своего рода «медлении» в исполнении наших молитвенных просьб есть несколько очень важных посланий, которые нам адресует Господь Бог. Давайте попробуем их озвучить.
Итак, послание № 1. Если бы Господь тотчас реагировал на любую нашу просьбу... Ой. Мне даже страшно представить, что тогда было бы. Наверное, земной шар буквально слетел бы со своей оси — и начался бы полный шурум-бурум. Ведь у каждого из нас — море разливанное из наших желаний и хотений. Сегодня хотим одно, завтра — другое, и так без конца. Но среди этого «моря» всё же при внимательном рассмотрении можно увидеть несколько достаточно крупных «островов» — которые остаются при любом «приливе» или «отливе» других желаний. Зачастую эти «острова» для нас самих не особо-то различимы — но с жизненным опытом вырабатывается навык их опознавать и не игнорировать. Отсюда мы переходим дальше.
Послание № 2. Настоящие, не мнимые, не сиеминутные «хотелки», а исходящие из глубины нашей души желания — должны «вылежаться», «вызреть». Причём сами по себе они никогда не «дозреют»: здесь должна быть работа, их надо в прямом смысле «выносить», как женщина вынашивает своего ребёнка. Наша «работа» над желаниями и происходит прежде всего во время молитвы: мы как бы «полагаем» перед взором Всевышнего своё желание и внимательно смотрим, что с ним происходит в пространстве между мной и Богом: меняется ли оно, или вообще исчезает как пар — потому что в нём ничего от реальной, созвучной Божественной воли, жизни и не было.
И, наконец, третье послание: неотступность в молитве. Любое наше «желание» — если только оно не идёт вразрез с Божьей волей — должно быть... «оплачено». А у нас есть только две «валюты», которые с радостью принимают «там», «наверху»: это наше время и усилие. Именно они находятся целиком в нашей власти — и, как это ни странно бы звучало, но в молитве они сочетаются очень органично: для молитвы нужны и выделенное время, и достаточное усилие. В сегодняшней притче это описано в образе неотступного просителя, который своим усердием вынуждает хозяина встать, отворить дверь и удовлетворить потребность своего друга. Если бы нам вообще ничего не хотелось бы — как тогда ещё можно было бы нас научить молиться — искренне, с горением, вдохновенно и тепло? Другое дело, что, когда мы на самом деле, устремляясь к своему желанию, начинаем именно так, от сердца, молиться, однажды нам начинает нравиться уже не процесс «выпрашивания» исполнения желания, а сама по себе молитва. Быть в глубинном внутреннем диалоге с Богом, учиться различать подлинные желания от мнимых, всё, что беспокоит и тревожит внутренний мир, повергать перед Божественным Светом — чтобы Он Сам помог разобраться — всё это становится настолько привлекательным и несущим радость, что в какой-то момент и сам предмет просьбы постепенно уходит куда-то на дальний план — ну, подумаешь, не получили ничего — но и без этого мы научились очень многому и полезному. И, как правило, именно в таком состоянии — когда мы «переболели» своим желанием — Господь Бог видит, что уже можно это желание исполнить, и оно не станет для нас преградой в отношениях между нами и Богом.
Трём важным вещам учит нас сегодня Евангелие: скромности перед лицом Божиим, ясности желаний и неотступности в молитве, при которой даже ничего не получая, мы всё равно хотим находиться в постоянном разговоре с нашим Небесным Отцом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий