Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 11
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Молитва «Отче Наш» особенно дорога христианскому сердцу. Ведь её дал Своим ученикам Сам Иисус Христос. То есть её Автор Тот, Кто, с одной стороны, на собственном опыте познал все нюансы человеческой жизни, лично ощутил то бремя, которое несёт каждый из нас. С другой стороны, Тот, Кто знает о нуждах людей как их Творец. В этой молитве нет ни одной лишней просьбы, а вместе с тем она отражает все наши нужды: духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Существуют ли какие-то правила, которым необходимо следовать, когда мы читаем эту молитву? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 11.

01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Если мы обратимся к святоотеческой письменности, что увидим, что все рассуждения отцов Церкви о диалоге с Богом зачастую начинаются с рассуждений о молитве Господней. Что означают её слова, как её стоит читать, в каких ситуациях, какое место эта молитва занимает в общественном богослужении и домашнем молитвенном правиле. Иными словами, какова должна быть внешняя и внутренняя ситуация, чтобы молитва «Отче Наш» принесла максимальную духовную пользу тем, кто с её помощью обращается к Творцу. Согласитесь, это очень важные комментарии. Ведь человек может использовать слова молитвы при подготовке к преступлению. Или в его момент. Или для того, чтобы избежать наказания. Действительно, бывает, мы прибегаем к молитве, не отдавая себе отчёта в том, на что просим благословения Божия. Для этого подвижники Церкви и объясняли правила использования этого святого текста. И если мы приглядимся к тексту Евангелия, то увидим, что подобные правила даёт уже Сам Господь. В той притче, которая идёт сразу после молитвы «Отче Наш», Христос указывает на три важных момента.

Во-первых, мы можем обращаться к Богу напрямую и по всякому поводу. Даже в бытовых нуждах, которые могут показаться мелкими и незначительными. Или очень интимными, о которых, как нам кажется, не принято просить. Нас не должно беспокоить, что мы можем нарушить личное пространство Творца. Или стучимся к Нему не в то время. Когда Он занят. В притче человек начал тарабанить соседу в 12 часов ночи. Так, ребёнок не боится забегать в спальню к родителям и забираться к ним под одеяло. Ему всё прощают. К такой искренней, доверительной молитве Бог призывает и нас.

Во-вторых, наша молитва должна быть не ради удовлетворения наших корыстных интересов. Проситель в притче пришёл не ради себя. Он пришёл ради того, чтобы накормить друга. Так и мы должны обращать внимание на мотивы своих просьб. Чего я в конечном счёте хочу? Чтобы Господь создал ситуацию, в которой бы я ни в чём не нуждался и меня наконец-то все оставили в покое? Или же я хочу исполнить волю Творца и послужить окружающим людям? Бог быстрее отвечает на те молитвы, в которых мы просим помочь нам быть исполнителями Его Евангелия. Но медлит с ответом, если я прошу сделать так, чтобы мне стало лучше и легче жить.

В-третьих, наша молитва должна быть непрестанна и сопровождаться терпением. Потому что важен не только результат, который мы получаем в ответ на наши просьбы. Важен и сам процесс молитвенного предстояния Богу. Эта сосредоточенность на Творце сама по себе уже решает многие проблемы и создаёт особую духовную атмосферу в нашей душе. Бог может медлить потому, что хочет, чтобы мы просто с Ним поговорили.

Всё это не означает, что Бог не ответит на наши молитвы, если мы не учитываем эти факторы. Он реагирует на каждого из нас по-разному. Ведь кто как не Он лучше всех понимает ситуацию каждого. Но обозначенные выше три условия сообщают нашей молитве дополнительное ускорение. Ведь если мы их учитываем, то вся наша жизнь превращается в непрестанный поиск воли Бога, в самозабвенное служение ближним. А это самый короткий путь к тому Царству, о Котором Христос проповедует в Своём Евангелии.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Бывало ли у вас, дорогие друзья, что вы о чём-то искренне молитесь, просите чего-то очень конкретного — но, увы, словно небеса ничего не слышат — время идёт, ничего не меняется. В какой-то момент вы уже и перестаёте молиться — отчаявшись получить — ещё проходит время — и тут вдруг — на тебе! — уже и не особо-то и надо — а вот оно, на «блюдечке с голубой каёмочкой!» Чтобы разобраться, почему так происходит, давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит в наших храмах во время богослужения.

Глава 11.

01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

В своего рода «медлении» в исполнении наших молитвенных просьб есть несколько очень важных посланий, которые нам адресует Господь Бог. Давайте попробуем их озвучить.

Итак, послание № 1. Если бы Господь тотчас реагировал на любую нашу просьбу... Ой. Мне даже страшно представить, что тогда было бы. Наверное, земной шар буквально слетел бы со своей оси — и начался бы полный шурум-бурум. Ведь у каждого из нас — море разливанное из наших желаний и хотений. Сегодня хотим одно, завтра — другое, и так без конца. Но среди этого «моря» всё же при внимательном рассмотрении можно увидеть несколько достаточно крупных «островов» — которые остаются при любом «приливе» или «отливе» других желаний. Зачастую эти «острова» для нас самих не особо-то различимы — но с жизненным опытом вырабатывается навык их опознавать и не игнорировать. Отсюда мы переходим дальше.

Послание № 2. Настоящие, не мнимые, не сиеминутные «хотелки», а исходящие из глубины нашей души желания — должны «вылежаться», «вызреть». Причём сами по себе они никогда не «дозреют»: здесь должна быть работа, их надо в прямом смысле «выносить», как женщина вынашивает своего ребёнка. Наша «работа» над желаниями и происходит прежде всего во время молитвы: мы как бы «полагаем» перед взором Всевышнего своё желание и внимательно смотрим, что с ним происходит в пространстве между мной и Богом: меняется ли оно, или вообще исчезает как пар — потому что в нём ничего от реальной, созвучной Божественной воли, жизни и не было.

И, наконец, третье послание: неотступность в молитве. Любое наше «желание» — если только оно не идёт вразрез с Божьей волей — должно быть... «оплачено». А у нас есть только две «валюты», которые с радостью принимают «там», «наверху»: это наше время и усилие. Именно они находятся целиком в нашей власти — и, как это ни странно бы звучало, но в молитве они сочетаются очень органично: для молитвы нужны и выделенное время, и достаточное усилие. В сегодняшней притче это описано в образе неотступного просителя, который своим усердием вынуждает хозяина встать, отворить дверь и удовлетворить потребность своего друга. Если бы нам вообще ничего не хотелось бы — как тогда ещё можно было бы нас научить молиться — искренне, с горением, вдохновенно и тепло? Другое дело, что, когда мы на самом деле, устремляясь к своему желанию, начинаем именно так, от сердца, молиться, однажды нам начинает нравиться уже не процесс «выпрашивания» исполнения желания, а сама по себе молитва. Быть в глубинном внутреннем диалоге с Богом, учиться различать подлинные желания от мнимых, всё, что беспокоит и тревожит внутренний мир, повергать перед Божественным Светом — чтобы Он Сам помог разобраться — всё это становится настолько привлекательным и несущим радость, что в какой-то момент и сам предмет просьбы постепенно уходит куда-то на дальний план — ну, подумаешь, не получили ничего — но и без этого мы научились очень многому и полезному. И, как правило, именно в таком состоянии — когда мы «переболели» своим желанием — Господь Бог видит, что уже можно это желание исполнить, и оно не станет для нас преградой в отношениях между нами и Богом.

Трём важным вещам учит нас сегодня Евангелие: скромности перед лицом Божиим, ясности желаний и неотступности в молитве, при которой даже ничего не получая, мы всё равно хотим находиться в постоянном разговоре с нашим Небесным Отцом!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
05.11.2024вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ