Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Бывало ли у вас, дорогие друзья, что вы о чём-то искренне молитесь, просите чего-то очень конкретного — но, увы, словно небеса ничего не слышат — время идёт, ничего не меняется. В какой-то момент вы уже и перестаёте молиться — отчаявшись получить — ещё проходит время — и тут вдруг — на тебе! — уже и не особо-то и надо — а вот оно, на «блюдечке с голубой каёмочкой!» Чтобы разобраться, почему так происходит, давайте послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит в наших храмах во время богослужения.
В своего рода «медлении» в исполнении наших молитвенных просьб есть несколько очень важных посланий, которые нам адресует Господь Бог. Давайте попробуем их озвучить.
Итак, послание № 1. Если бы Господь тотчас реагировал на любую нашу просьбу... Ой. Мне даже страшно представить, что тогда было бы. Наверное, земной шар буквально слетел бы со своей оси — и начался бы полный шурум-бурум. Ведь у каждого из нас — море разливанное из наших желаний и хотений. Сегодня хотим одно, завтра — другое, и так без конца. Но среди этого «моря» всё же при внимательном рассмотрении можно увидеть несколько достаточно крупных «островов» — которые остаются при любом «приливе» или «отливе» других желаний. Зачастую эти «острова» для нас самих не особо-то различимы — но с жизненным опытом вырабатывается навык их опознавать и не игнорировать. Отсюда мы переходим дальше.
Послание № 2. Настоящие, не мнимые, не сиеминутные «хотелки», а исходящие из глубины нашей души желания — должны «вылежаться», «вызреть». Причём сами по себе они никогда не «дозреют»: здесь должна быть работа, их надо в прямом смысле «выносить», как женщина вынашивает своего ребёнка. Наша «работа» над желаниями и происходит прежде всего во время молитвы: мы как бы «полагаем» перед взором Всевышнего своё желание и внимательно смотрим, что с ним происходит в пространстве между мной и Богом: меняется ли оно, или вообще исчезает как пар — потому что в нём ничего от реальной, созвучной Божественной воли, жизни и не было.
И, наконец, третье послание: неотступность в молитве. Любое наше «желание» — если только оно не идёт вразрез с Божьей волей — должно быть... «оплачено». А у нас есть только две «валюты», которые с радостью принимают «там», «наверху»: это наше время и усилие. Именно они находятся целиком в нашей власти — и, как это ни странно бы звучало, но в молитве они сочетаются очень органично: для молитвы нужны и выделенное время, и достаточное усилие. В сегодняшней притче это описано в образе неотступного просителя, который своим усердием вынуждает хозяина встать, отворить дверь и удовлетворить потребность своего друга. Если бы нам вообще ничего не хотелось бы — как тогда ещё можно было бы нас научить молиться — искренне, с горением, вдохновенно и тепло? Другое дело, что, когда мы на самом деле, устремляясь к своему желанию, начинаем именно так, от сердца, молиться, однажды нам начинает нравиться уже не процесс «выпрашивания» исполнения желания, а сама по себе молитва. Быть в глубинном внутреннем диалоге с Богом, учиться различать подлинные желания от мнимых, всё, что беспокоит и тревожит внутренний мир, повергать перед Божественным Светом — чтобы Он Сам помог разобраться — всё это становится настолько привлекательным и несущим радость, что в какой-то момент и сам предмет просьбы постепенно уходит куда-то на дальний план — ну, подумаешь, не получили ничего — но и без этого мы научились очень многому и полезному. И, как правило, именно в таком состоянии — когда мы «переболели» своим желанием — Господь Бог видит, что уже можно это желание исполнить, и оно не станет для нас преградой в отношениях между нами и Богом.
Трём важным вещам учит нас сегодня Евангелие: скромности перед лицом Божиим, ясности желаний и неотступности в молитве, при которой даже ничего не получая, мы всё равно хотим находиться в постоянном разговоре с нашим Небесным Отцом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов