Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Деликатность, творящая великие чудеса, — так мне хотелось бы обозначить суть того отрывка из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Почему именно «деликатностью» я дерзнул назвать то, о чём говорится в сегодняшнем евангельском чтении? Тому — несколько причин.
Первая — деликатное отношение Иисуса к просьбе иудейских старейшин о проблеме сотника. Где же тут — деликатность, спросите вы? Давайте для начала вспомним, кто такой — сотник. Это же римский офицер, представитель оккупационной власти — враг и нечестивец с точки зрения любого благочестивого иудея! И, оказывая помощь такому, иудей поддерживает саму ситуацию тотальной зависимости своей земли от врагов — и политических, и религиозных! Однако Иисус — переступает через этот радикализм — потому что видит, что сотник — действительно хороший, достойный человек, — и удовлетворить просьбу старейшин — доброе дело.
Вторая причина — то, как сам сотник оформляет свой «запрос» на исцеление. В его словах, а также отказе появиться самолично — тоже проявлена большая деликатность: он не хочет смущать благочестие иудеев своим появлением. Более того — он прекрасно понимает, насколько предосудительно с точки зрения иудейских законов заходить благоверному еврею в дом язычника — римлянина! Поэтому он предусмотрительно отправляет гонца навстречу Иисусу — с дивными словами о том, что вполне достаточно будет и одного слова, сказанного Иисусом в адрес больного слуги.
Третья причина — то, что Сам Христос Спаситель деликатно принимает саму ситуацию с множеством условностей и странностей как нормальную, и не пытается тем или иным образом её привести к «правильности», «законности», «чёткому соответствию правил благочестия и порядка». Он, будучи Самой воплощённой Мудростью и Любовью Божией, принимает данность, как она есть — прежде всего обращая внимание не на формальные границы и стереотипы, а на тех живых людей, которые и существуют в этих рамках. И — совершает желанное чудо — не укоряя, не осуждая людей за их порой странные представления.
Какой великолепный образ для подражания каждому из нас даёт нам сегодняшнее евангельское чтение! О если бы мы хоть в малой степени были подражателями Божественной деликатности — в каком бережном, заботливом мире все бы мы жили!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСотник, о котором мы услышали в только что прозвучавшем отрывке, — солдат римской армии. Как солдат он привык выполнять приказы начальства, о чем, кстати, он сам говорит Спасителю. Возможно, именно этот навык, который формировался у него на протяжении долгого времени службы, стал причиной безграничного доверия, которым обладал этот человек по отношению к Богу. Его уверенность в могуществе Спасителя и в Его способности исцелить слугу была такова, что он не видел даже необходимости в том, чтобы Господь тратил Свои силы и лично пришел к нему в дом. Можно продолжить эту логику и с уверенностью утверждать, что доверие сотника Богу было так велико, что помехой для него не было не только пространство, но и само время. Если бы по какой-то причине слуга не выздоровел бы тотчас, сотник ни на минуту не усомнился бы в том, что у Христа есть Свой план и в нужный момент Он даст исцеление. И ждал бы он столько, сколько нужно. Ждал бы с той же самой легкостью, с которой был уверен в том, что Бог может совершить чудо на каком угодно расстоянии. При этом он не потерял бы то спокойное расположение духа, которому даже так удивился Христос.
Это важное свойство веры. Вера умеет не просто терпеливо ждать, она умеет отпускать ситуацию. Ведь если я действительно доверяю Богу, то не просто умом, но всем своим сердцем ощущаю, что Бог уже сейчас, в настоящий момент действует в моей жизни. При этом Он решает не только мои насущные проблемы, но уже приступает к решению тех, которые я сам еще не вполне осознаю и о решении которых я еще даже Его не просил. Поэтому пророк Исаия говорит, что в любой ситуации Он «держит меня за правую руку». То есть ведет меня по этой жизни пусть странными и до конца непонятными путями. Именно с подобным доверием в сердце человека приходят мир и покой, он перестает сражаться с теми препятствиями, которые возникают у него на пути, но рассматривает их как временные затруднения, которые необходимо претерпеть, ведь в свое время Господь уберет их. Единственное, что он стремится сделать в этих обстоятельствах — продолжать доверять Творцу и воплощать в своей жизни Его заповеди.
Что же необходимо для того, чтобы приобрести подобное состояние? Любой навык не только телесный, но и духовный формируется постепенно. Навык отпускать ситуацию с доверием Творцу — не исключение. Ведь и сотник не сразу стал начальником. Он начинал с простого солдата и первоначально исполнял маленькие поручения начальства. Не сразу у него в подчинении оказались воины, которым он доверял сложные задачи. Все происходило постепенно. Так и в делах веры. Прежде чем доверить Богу всю свою жизнь, необходимо научиться доверять Ему хотя бы один день, одну ситуацию. Для этого следует всего лишь как утром в молитве, так и в течение дня попросить: «Господи, что бы со мной сегодня ни случилось, кого бы я сегодня не встретил, дай мне довериться Тебе и принять это как Твою волю. Мне же просто помоги в каждой ситуации, со всяким человеком оставаться Твоим верным слугой и служителем Твоего Евангелия».
Читать далее
протоиерей Павел Великанов