Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 10
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, что автор романа «Повелитель мух» Уильям Голдинг черпал вдохновение для сюжета — в Священном Писании? Сегодня в храмах читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, с которым напрямую перекликается сюжет книги «Повелитель мух». Давайте послушаем.

Глава 10.

01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Вопрос, который мне хочется сразу предельно заострить, вот какой: зачем агнцу оказываться среди волков? Не является ли это заведомо провальной затеей? Зачем отправлять проповедников туда, где им не будут рады? Где их будут ожидать одни неприятности, проблемы — вплоть до угрозы физической расправы? Не лучше ли вообще отказаться от этого мероприятия?

Найти ответ нам помогает вышеупомянутый роман «Повелитель мух». Главный герой, Саймон, единственный, кто знает всю правду, — но при этом не может её озвучить окружающим. Однако знание этой правды, впрочем, как и глубинная верность ей, резко отделяют Саймона от всех остальных детей: лишь только стало понятным, что на пустынном острове никого, кроме них нет и быть не может, — значит, да здравствует вседозволенность и безнаказанность! Единственный, кто смог не поддаться этому давлению греха внутри себя — и был Саймон.

Но в чём же тогда была его роль? Я бы назвал её так: индикация, или проявление, глубоко скрытого в человеке греха и порока. Можно до бесконечности притворяться безразличным к еде, пока поблизости нет источника насыщения — но как проявить воздержанность, когда аппетитный ягнёнок — вот он, совсем близко, осталось лишь зубами — щёлк! — и желудок утешен!..

Агнец среди волков выступает катализатором глубинных, потаённых процессов: и если в романе убийство Саймона становится окончательным приговором, запечатлевающим, запечатывающим необратимость зла в казалось бы ещё совсем юных душах — то отправление Христом апостолов на проповедь способствует отделению тех, кто ещё способен услышать голос правды, — от тех, кто для неё окончательно закрывает свой слух.

Иногда нам может показаться, что рядом появляется какой-то странный, может, даже неприятный для нас человек — разрушающий наш привычный образ жизни, вносящий сумятицу, будоражащий мысль — и нам всё сильнее хочется от него поскорее избавиться. Но христианин всегда будет задавать себе вопрос: а не посланный ли это Самим Господом Богом агнец — к нам, волкам, чтобы хотя бы малую часть нашей стаи побудит к покаянию?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые выезжал за границу, а это была поездка в Грецию на языковые курсы, я на всю жизнь запомнил свой багаж: он был неприлично большим. Организаторы с нашей стороны заранее предупредили: ребята, мы не знаем, в какие условия вы едете. Из наших там никто ещё не бывал, поэтому — смотрите сами! Ну, мы и решили подстраховаться: я даже захватил старую, 60-х годов, электрическую плитку с открытой спиралью, которая на греческой таможне вызвала фурор: офицеры долго изучали её, прежде чем улыбнуться и отпустить нас с миром.

Зачем мы всё это тащили на себе? Ответ очень простой: нам было страшно! Заграница! Неведомое! Страх бежал перед нами и хоть чем-то, но нам надо было от него откупаться. Конечно, когда большую часть так и не пригодившихся вещей мы упаковывали обратно, нам было очень досадно...

В отрывке из 10-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в храмах, Христос Спаситель отправляет Своих учеников на проповедь с чётким наставлением, что брать, а что не стоит. Давайте послушаем и попробуем понять, почему эти наставления именно такие.

Глава 10.

01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Запрет брать с собой «мешок», то есть денежный кошель, «суму», то есть съестные припасы, или «обувь» на первый взгляд может показаться крайне неразумным: это же не предметы роскоши, а то, что в первую очередь необходимо!

На самом деле, Христос предостерегает учеников от той самой ошибки, которую в своё время сделали мы перед отъездом в Грецию: не поддаться страху, что ты окажешься в полной изоляции, и никто из принимающих о тебе не позаботится! Но у этого страха утроба ненасытна: чем больше его кормить, тем больше он будет требовать! Тут и до электрической плитки недалеко, кто ж знает, что там? А так хоть кашку да сварим: и кастрюля, и «Геркулес» всё взяли!..

Вместо естественного, человеческого страха Христос предлагает полную вверенность Богу, Который и является главным заинтересованным лицом в этом посланничестве. Если Ему это надо, если Он к этому делу благоволит всё, что на самом деле необходимо для жизни точно будет!

Однако тут же Христос полагает и чёткий предел возможной дерзости выискивать, где повкуснее да потеплее: не стоит переходить из дома в дом. Если оказали гостеприимство, довольствоваться тем, что предложили. В противном случае очень легко превратиться из апостолов, несущих Благую Весть о Царстве Небесном, в обычных пройдох, спекулирующих некой причастностью к духовным вопросам. И таковых людей, даже на самой заре христианства, тоже было немало: об этом свидетельствует книга «Дидахе», или «Учение двенадцати апостолов», написанная между 1 и 2 веком. В ней чётко указано: «Что касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лжепророк» (Дид XI).

Как же важно учиться быть менее разборчивыми и более благодарными, особенно когда мы пользуемся милостью и гостеприимством!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как встретить в своей жизни Бога или хотя бы не пропустить Его посланника? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Посылая апостолов на проповедь, Господь дает им задание нести людям весть о приближении Царства Божьего. Казалось бы, люди должны моментально на нее откликнуться. Тем более, что еврейский народ всю историю своего существования с нетерпением ждал прихода Мессии. Однако, в реальности дела обстояли несколько иначе. В древнем мире было множество учителей праведности, каждый из которых предлагал свою программу духовности. В Палестине некоторые из подобных духовных лидеров даже претендовали на статус Мессии. Нередко люди, увлеченные их идеями, поднимали мятежи, желая силой приблизить Царство Божие. Финал всегда был печален. Приходили римляне и жестоко подавляли восстания. Так, например, во время жизни Спасителя на слуху у всех был проповедник по имени Иуда Галилеянин; во время апостолов — Февда и Симон волхв; чуть позже — Бар Кохба, что означает Сын звезды. Человек, чья деятельность закончилась одним из самых кровопролитных восстаний и рассеянием еврейского народа по всему миру. А потому неудивительно, что многие с подозрением относились к апостолам и их словам. Необходимо было вникнуть в проповедь учеников и увидеть, что их учение радикально отличалось от всего того, что предлагали другие странствующие проповедники. Но как часто бывает, у людей не было на это времени. Легче отмахнуться от всех и сразу, чтобы уж наверняка не попасть в сети обманщиков и псевдодуховных аферистов. Если всех вас слушать, когда же делами заниматься? В результате с водой, как говорится, выплескивали и младенца.

Господь устроил этот мир так, что зачастую Его воля открываются нам не через ангелов и через озарения. Бог говорит с нами через простых людей и обыденные ситуации. Но проблема в том, что этих самых людей мы нередко воспринимаем за статистов, которые не дают нам достичь своих целей, а ситуации — за помехи, которые необходимо побыстрее преодолеть или избежать. Вот так и получается, что постоянно ждем, когда Бог войдет в нашу жизнь, а Его весточки даже принимать во внимание не хотим. Слишком мелковаты они для Бога, думаем мы. Да и я персона важная. Как минимум ангел должен с неба спуститься. Вспоминается здесь праведный Авраам. Писание говорит, что каждый день он сидел под деревом в зной и ждал путников, чтобы всякому, и доброму и злому оказать гостеприимство. Однажды к нему пришел Сам Бог под видом трёх странников. Авраам не узнал Его. Но благодаря тому, что он привык внимательно относиться к каждому, патриарх оказал гостеприимство путешественникам, и был щедро вознагражден. Господь дал ему долгожданного сына.

А потому постараемся к каждому, кто встречается нам на жизненном пути относится не как к очередной помехе и привычному атрибуту повседневной рутины, а как к потенциальному учителю. С той мыслью, что возможно даже через неприятного во всех отношениях человека Бог может мне открыть свою волю. В конечном счете так оно и есть. Ведь именно через внимательное, Евангельское отношение ко всякому ближнему мне открывается Царство Небесное.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.11.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****