Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, что автор романа «Повелитель мух» Уильям Голдинг черпал вдохновение для сюжета — в Священном Писании? Сегодня в храмах читается отрывок из 10-й главы Евангелия от Луки, с которым напрямую перекликается сюжет книги «Повелитель мух». Давайте послушаем.
Вопрос, который мне хочется сразу предельно заострить, вот какой: зачем агнцу оказываться среди волков? Не является ли это заведомо провальной затеей? Зачем отправлять проповедников туда, где им не будут рады? Где их будут ожидать одни неприятности, проблемы — вплоть до угрозы физической расправы? Не лучше ли вообще отказаться от этого мероприятия?
Найти ответ нам помогает вышеупомянутый роман «Повелитель мух». Главный герой, Саймон, единственный, кто знает всю правду, — но при этом не может её озвучить окружающим. Однако знание этой правды, впрочем, как и глубинная верность ей, резко отделяют Саймона от всех остальных детей: лишь только стало понятным, что на пустынном острове никого, кроме них нет и быть не может, — значит, да здравствует вседозволенность и безнаказанность! Единственный, кто смог не поддаться этому давлению греха внутри себя — и был Саймон.
Но в чём же тогда была его роль? Я бы назвал её так: индикация, или проявление, глубоко скрытого в человеке греха и порока. Можно до бесконечности притворяться безразличным к еде, пока поблизости нет источника насыщения — но как проявить воздержанность, когда аппетитный ягнёнок — вот он, совсем близко, осталось лишь зубами — щёлк! — и желудок утешен!..
Агнец среди волков выступает катализатором глубинных, потаённых процессов: и если в романе убийство Саймона становится окончательным приговором, запечатлевающим, запечатывающим необратимость зла в казалось бы ещё совсем юных душах — то отправление Христом апостолов на проповедь способствует отделению тех, кто ещё способен услышать голос правды, — от тех, кто для неё окончательно закрывает свой слух.
Иногда нам может показаться, что рядом появляется какой-то странный, может, даже неприятный для нас человек — разрушающий наш привычный образ жизни, вносящий сумятицу, будоражащий мысль — и нам всё сильнее хочется от него поскорее избавиться. Но христианин всегда будет задавать себе вопрос: а не посланный ли это Самим Господом Богом агнец — к нам, волкам, чтобы хотя бы малую часть нашей стаи побудит к покаянию?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые выезжал за границу, а это была поездка в Грецию на языковые курсы, я на всю жизнь запомнил свой багаж: он был неприлично большим. Организаторы с нашей стороны заранее предупредили: ребята, мы не знаем, в какие условия вы едете. Из наших там никто ещё не бывал, поэтому — смотрите сами! Ну, мы и решили подстраховаться: я даже захватил старую, 60-х годов, электрическую плитку с открытой спиралью, которая на греческой таможне вызвала фурор: офицеры долго изучали её, прежде чем улыбнуться и отпустить нас с миром.
Зачем мы всё это тащили на себе? Ответ очень простой: нам было страшно! Заграница! Неведомое! Страх бежал перед нами и хоть чем-то, но нам надо было от него откупаться. Конечно, когда большую часть так и не пригодившихся вещей мы упаковывали обратно, нам было очень досадно...
В отрывке из 10-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в храмах, Христос Спаситель отправляет Своих учеников на проповедь с чётким наставлением, что брать, а что не стоит. Давайте послушаем и попробуем понять, почему эти наставления именно такие.
Запрет брать с собой «мешок», то есть денежный кошель, «суму», то есть съестные припасы, или «обувь» на первый взгляд может показаться крайне неразумным: это же не предметы роскоши, а то, что в первую очередь необходимо!
На самом деле, Христос предостерегает учеников от той самой ошибки, которую в своё время сделали мы перед отъездом в Грецию: не поддаться страху, что ты окажешься в полной изоляции, и никто из принимающих о тебе не позаботится! Но у этого страха утроба ненасытна: чем больше его кормить, тем больше он будет требовать! Тут и до электрической плитки недалеко, кто ж знает, что там? А так хоть кашку да сварим: и кастрюля, и «Геркулес» всё взяли!..
Вместо естественного, человеческого страха Христос предлагает полную вверенность Богу, Который и является главным заинтересованным лицом в этом посланничестве. Если Ему это надо, если Он к этому делу благоволит всё, что на самом деле необходимо для жизни точно будет!
Однако тут же Христос полагает и чёткий предел возможной дерзости выискивать, где повкуснее да потеплее: не стоит переходить из дома в дом. Если оказали гостеприимство, довольствоваться тем, что предложили. В противном случае очень легко превратиться из апостолов, несущих Благую Весть о Царстве Небесном, в обычных пройдох, спекулирующих некой причастностью к духовным вопросам. И таковых людей, даже на самой заре христианства, тоже было немало: об этом свидетельствует книга «Дидахе», или «Учение двенадцати апостолов», написанная между 1 и 2 веком. В ней чётко указано: «Что касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лжепророк» (Дид XI).
Как же важно учиться быть менее разборчивыми и более благодарными, особенно когда мы пользуемся милостью и гостеприимством!
Читать далееКак встретить в своей жизни Бога или хотя бы не пропустить Его посланника? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Посылая апостолов на проповедь, Господь дает им задание нести людям весть о приближении Царства Божьего. Казалось бы, люди должны моментально на нее откликнуться. Тем более, что еврейский народ всю историю своего существования с нетерпением ждал прихода Мессии. Однако, в реальности дела обстояли несколько иначе. В древнем мире было множество учителей праведности, каждый из которых предлагал свою программу духовности. В Палестине некоторые из подобных духовных лидеров даже претендовали на статус Мессии. Нередко люди, увлеченные их идеями, поднимали мятежи, желая силой приблизить Царство Божие. Финал всегда был печален. Приходили римляне и жестоко подавляли восстания. Так, например, во время жизни Спасителя на слуху у всех был проповедник по имени Иуда Галилеянин; во время апостолов — Февда и Симон волхв; чуть позже — Бар Кохба, что означает Сын звезды. Человек, чья деятельность закончилась одним из самых кровопролитных восстаний и рассеянием еврейского народа по всему миру. А потому неудивительно, что многие с подозрением относились к апостолам и их словам. Необходимо было вникнуть в проповедь учеников и увидеть, что их учение радикально отличалось от всего того, что предлагали другие странствующие проповедники. Но как часто бывает, у людей не было на это времени. Легче отмахнуться от всех и сразу, чтобы уж наверняка не попасть в сети обманщиков и псевдодуховных аферистов. Если всех вас слушать, когда же делами заниматься? В результате с водой, как говорится, выплескивали и младенца.
Господь устроил этот мир так, что зачастую Его воля открываются нам не через ангелов и через озарения. Бог говорит с нами через простых людей и обыденные ситуации. Но проблема в том, что этих самых людей мы нередко воспринимаем за статистов, которые не дают нам достичь своих целей, а ситуации — за помехи, которые необходимо побыстрее преодолеть или избежать. Вот так и получается, что постоянно ждем, когда Бог войдет в нашу жизнь, а Его весточки даже принимать во внимание не хотим. Слишком мелковаты они для Бога, думаем мы. Да и я персона важная. Как минимум ангел должен с неба спуститься. Вспоминается здесь праведный Авраам. Писание говорит, что каждый день он сидел под деревом в зной и ждал путников, чтобы всякому, и доброму и злому оказать гостеприимство. Однажды к нему пришел Сам Бог под видом трёх странников. Авраам не узнал Его. Но благодаря тому, что он привык внимательно относиться к каждому, патриарх оказал гостеприимство путешественникам, и был щедро вознагражден. Господь дал ему долгожданного сына.
А потому постараемся к каждому, кто встречается нам на жизненном пути относится не как к очередной помехе и привычному атрибуту повседневной рутины, а как к потенциальному учителю. С той мыслью, что возможно даже через неприятного во всех отношениях человека Бог может мне открыть свою волю. В конечном счете так оно и есть. Ведь именно через внимательное, Евангельское отношение ко всякому ближнему мне открывается Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов