Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые выезжал за границу, а это была поездка в Грецию на языковые курсы, я на всю жизнь запомнил свой багаж: он был неприлично большим. Организаторы с нашей стороны заранее предупредили: ребята, мы не знаем, в какие условия вы едете. Из наших там никто ещё не бывал, поэтому — смотрите сами! Ну, мы и решили подстраховаться: я даже захватил старую, 60-х годов, электрическую плитку с открытой спиралью, которая на греческой таможне вызвала фурор: офицеры долго изучали её, прежде чем улыбнуться и отпустить нас с миром.
Зачем мы всё это тащили на себе? Ответ очень простой: нам было страшно! Заграница! Неведомое! Страх бежал перед нами и хоть чем-то, но нам надо было от него откупаться. Конечно, когда большую часть так и не пригодившихся вещей мы упаковывали обратно, нам было очень досадно...
В отрывке из 10-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в храмах, Христос Спаситель отправляет Своих учеников на проповедь с чётким наставлением, что брать, а что не стоит. Давайте послушаем и попробуем понять, почему эти наставления именно такие.
Запрет брать с собой «мешок», то есть денежный кошель, «суму», то есть съестные припасы, или «обувь» на первый взгляд может показаться крайне неразумным: это же не предметы роскоши, а то, что в первую очередь необходимо!
На самом деле, Христос предостерегает учеников от той самой ошибки, которую в своё время сделали мы перед отъездом в Грецию: не поддаться страху, что ты окажешься в полной изоляции, и никто из принимающих о тебе не позаботится! Но у этого страха утроба ненасытна: чем больше его кормить, тем больше он будет требовать! Тут и до электрической плитки недалеко, кто ж знает, что там? А так хоть кашку да сварим: и кастрюля, и «Геркулес» всё взяли!..
Вместо естественного, человеческого страха Христос предлагает полную вверенность Богу, Который и является главным заинтересованным лицом в этом посланничестве. Если Ему это надо, если Он к этому делу благоволит всё, что на самом деле необходимо для жизни точно будет!
Однако тут же Христос полагает и чёткий предел возможной дерзости выискивать, где повкуснее да потеплее: не стоит переходить из дома в дом. Если оказали гостеприимство, довольствоваться тем, что предложили. В противном случае очень легко превратиться из апостолов, несущих Благую Весть о Царстве Небесном, в обычных пройдох, спекулирующих некой причастностью к духовным вопросам. И таковых людей, даже на самой заре христианства, тоже было немало: об этом свидетельствует книга «Дидахе», или «Учение двенадцати апостолов», написанная между 1 и 2 веком. В ней чётко указано: «Что касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лжепророк» (Дид XI).
Как же важно учиться быть менее разборчивыми и более благодарными, особенно когда мы пользуемся милостью и гостеприимством!