Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам быть «одержимыми праведным гневом»? Отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает нам о том, как Иисус Христос реагировал на «праведный гнев» Своих учеников. Давайте послушаем.
У святителя Амвросия Медиоланского есть потрясающая по своей глубине мысль, которой он истолковывает сегодняшний евангельский отрывок: «Пусть мстит тот, кто боится; кто не боится, не ищет отмщения». Само слово «месть» происходит от основы «смена, чередование»: ты — мне зло, а я — тебе. В праиндоевропейском языке есть глагол «meit» — менять; в мести одно зло меняется с другим, и таким образом никуда не исчезает.
Своим примером Христос Спаситель предлагает радикальное решение: отказаться от бесконечного «раскачивания» маятника мести: Иисус знает, что Ему надлежит принять в себя весь удар мирового зла — принять даже полную богооставленность — но не ответить, не отомстить обидчикам, не позволить придать этому удару даже самый малейший обратный импульс. Принять целиком — во всей невыносимости и тяжести — и тем самым уничтожить, упразднить зло в своей основе. Именно этим ударом сконцентрированного зла по Сыну Божию — и Сыну Человеческому — окажутся пробитыми «двери ада»: Он «пропустит» этот удар, не уйдёт от него, не «отобьёт» — и тогда зло захлебнётся само в себе, не находя поддержки и продолжения в Иисусе. «Отче, прости им — ибо не ведают, что творят!» — будут последние слова Его на Кресте: ни капли отмщения, обиды или негодования. Христос не пытается избежать этого «удара зла», минимизировать его, облегчИть: нет, он буквально «идёт на него» — «то, что делаешь, делай скорее!»
Вот чему нас учит сегодняшнее евангельское чтение: увидеть в отношении Христа Спасителя к обидчикам единственно достойный пример для подражания. И завершить мне хотелось бы цитатой из творений святителя Феофана Затворника: «Бог Сам на Себя берёт дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Моё это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. ...Ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе эту напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отомстишь, сгубишь весь благой плод для тебя. ...У Меня всё направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, — не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак добиться в этой жизни правды и справедливости? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Согласно Священному Писанию, самаряне — ближайшие родственники иудеев. Это те самые десять еврейских племен, которые некогда были покорены Ассирийской империей и ассимилированы язычниками. Ко времени жизни Иисуса Христа вражда между иудеями и самарянами продолжалась не одно столетие. За этот период у обеих сторон накопился целый ворох обоснованных претензий друг ко другу. Каждая из сторон считала себя несправедливо обиженной и была уверена, что правда и Бог лишь на ее стороне. Никто не хотел уступать. В личных отношениях представители двух народностей общались друг с другом, как говорится, «через губу». Вот и Христа с учениками, которые проходят через их селение самаряне не принимают. Возможно, оскорбляют и просят убраться из городка поскорее. «Как это несправедливо, — возмущаются апостолы. — Мы же лично ничего плохого им не сделали. Да и вообще, как они смеют нарушать закон Божий, в котором прямо говорится о милосердии к путникам. Учитель, а давай-ка их сожжем. Нет, Господи, это не жестокость. Это справедливый гнев. Даже в Писании есть подобные случаи. Помнишь, как по молитве пророка Илии с неба сошел огонь и сжег язычников и безбожников». Аргументы от Писания довольно сильные. Однако Христос видит сердце человека. А потому Он говорит ученикам, что ищут они не Божию правду, а собственную. Они расстроились не потому, что нарушен священный закон, а потому что приняли поступок самарян на личный счет. Задета их больная самость. Страдает их самолюбие. Не о Боге они думают и не о Его справедливости, а о банальной мести. А для того, чтобы замаскировать это чувство, в первую очередь от самих себя, они находят похожие случаи в Писании. Однако это лишь внешнее сходство. Поэтому Господь и говорит: «не понимаете, какого вы духа». То есть, вы не осознаете, что мотивы вашего возмущения и мотивы возмущения древних святых совершенно разные. В их поступках не было личной неприязни. Бог через них исполнял Свою волю, наказывая грешников. В этом возмездии не было злорадства, не было мстительности, не было обиды и скрытой злобы. Это были крайние меры, чтобы предотвратить большее зло, и приготовить мир к приходу Спасителя, Который отдаст Свою жизнь за всякого человека и в первую очередь за каждого из этих самых грешников.
Каким справедливым гневом мы исполняемся, когда кто-то нарушает наши права и права наших близких! Как хочется в эти моменты, чтобы Бог пришел и наказал злодеев, навел порядок. Сегодня Евангелие предостерегает нас: не всегда это наше возмущение — желание правды Божией. Тот, кто наберется смелости и честно взглянет на себя, может увидеть, что эти благородные чувства просто прикрытие нашей злобы, зацикленности на себе, и неспособности прощать и отпускать обиды. Это прикрытие страха, что зло реальное или воображаемое разрушит наш уютный и комфортный мир. А потому и сражаемся мы постоянно с людьми и обстоятельствами, отстаивая лишь удобную для меня версию правду.
Всем тем, кто действительно ищет правду Божию, а не использует ее для того, чтобы прикрыть свои корыстные и эгоистические амбиции, Господь призывает для начала избавиться от своей больной самости. Для этого Он призывает нас идти путем практического исполнения Евангельских заповедей. Он обращает наше внимание на крест. На нем и висит Правда Божия и с любовью, смирением и надеждой молится Отцу за каждого обидчика: «Прости им, Отче, не ведают, что творят».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов