Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Случалось ли вам быть «одержимыми праведным гневом»? Отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает нам о том, как Иисус Христос реагировал на «праведный гнев» Своих учеников. Давайте послушаем.

Глава 9.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

У святителя Амвросия Медиоланского есть потрясающая по своей глубине мысль, которой он истолковывает сегодняшний евангельский отрывок: «Пусть мстит тот, кто боится; кто не боится, не ищет отмщения». Само слово «месть» происходит от основы «смена, чередование»: ты — мне зло, а я — тебе. В праиндоевропейском языке есть глагол «meit» — менять; в мести одно зло меняется с другим, и таким образом никуда не исчезает.

Своим примером Христос Спаситель предлагает радикальное решение: отказаться от бесконечного «раскачивания» маятника мести: Иисус знает, что Ему надлежит принять в себя весь удар мирового зла — принять даже полную богооставленность — но не ответить, не отомстить обидчикам, не позволить придать этому удару даже самый малейший обратный импульс. Принять целиком — во всей невыносимости и тяжести — и тем самым уничтожить, упразднить зло в своей основе. Именно этим ударом сконцентрированного зла по Сыну Божию — и Сыну Человеческому — окажутся пробитыми «двери ада»: Он «пропустит» этот удар, не уйдёт от него, не «отобьёт» — и тогда зло захлебнётся само в себе, не находя поддержки и продолжения в Иисусе. «Отче, прости им — ибо не ведают, что творят!» — будут последние слова Его на Кресте: ни капли отмщения, обиды или негодования. Христос не пытается избежать этого «удара зла», минимизировать его, облегчИть: нет, он буквально «идёт на него» — «то, что делаешь, делай скорее!»

Вот чему нас учит сегодняшнее евангельское чтение: увидеть в отношении Христа Спасителя к обидчикам единственно достойный пример для подражания. И завершить мне хотелось бы цитатой из творений святителя Феофана Затворника: «Бог Сам на Себя берёт дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Моё это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. ...Ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе эту напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отомстишь, сгубишь весь благой плод для тебя. ...У Меня всё направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, — не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как добиться в этой жизни правды и справедливости? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Согласно Священному Писанию, самаряне — ближайшие родственники иудеев. Это те самые десять еврейских племен, которые некогда были покорены Ассирийской империей и ассимилированы язычниками. Ко времени жизни Иисуса Христа вражда между иудеями и самарянами продолжалась не одно столетие. За этот период у обеих сторон накопился целый ворох обоснованных претензий друг ко другу. Каждая из сторон считала себя несправедливо обиженной и была уверена, что правда и Бог лишь на ее стороне. Никто не хотел уступать. В личных отношениях представители двух народностей общались друг с другом, как говорится, «через губу». Вот и Христа с учениками, которые проходят через их селение самаряне не принимают. Возможно, оскорбляют и просят убраться из городка поскорее. «Как это несправедливо, — возмущаются апостолы. — Мы же лично ничего плохого им не сделали. Да и вообще, как они смеют нарушать закон Божий, в котором прямо говорится о милосердии к путникам. Учитель, а давай-ка их сожжем. Нет, Господи, это не жестокость. Это справедливый гнев. Даже в Писании есть подобные случаи. Помнишь, как по молитве пророка Илии с неба сошел огонь и сжег язычников и безбожников». Аргументы от Писания довольно сильные. Однако Христос видит сердце человека. А потому Он говорит ученикам, что ищут они не Божию правду, а собственную. Они расстроились не потому, что нарушен священный закон, а потому что приняли поступок самарян на личный счет. Задета их больная самость. Страдает их самолюбие. Не о Боге они думают и не о Его справедливости, а о банальной мести. А для того, чтобы замаскировать это чувство, в первую очередь от самих себя, они находят похожие случаи в Писании. Однако это лишь внешнее сходство. Поэтому Господь и говорит: «не понимаете, какого вы духа». То есть, вы не осознаете, что мотивы вашего возмущения и мотивы возмущения древних святых совершенно разные. В их поступках не было личной неприязни. Бог через них исполнял Свою волю, наказывая грешников. В этом возмездии не было злорадства, не было мстительности, не было обиды и скрытой злобы. Это были крайние меры, чтобы предотвратить большее зло, и приготовить мир к приходу Спасителя, Который отдаст Свою жизнь за всякого человека и в первую очередь за каждого из этих самых грешников.

Каким справедливым гневом мы исполняемся, когда кто-то нарушает наши права и права наших близких! Как хочется в эти моменты, чтобы Бог пришел и наказал злодеев, навел порядок. Сегодня Евангелие предостерегает нас: не всегда это наше возмущение — желание правды Божией. Тот, кто наберется смелости и честно взглянет на себя, может увидеть, что эти благородные чувства просто прикрытие нашей злобы, зацикленности на себе, и неспособности прощать и отпускать обиды. Это прикрытие страха, что зло реальное или воображаемое разрушит наш уютный и комфортный мир. А потому и сражаемся мы постоянно с людьми и обстоятельствами, отстаивая лишь удобную для меня версию правду.

Всем тем, кто действительно ищет правду Божию, а не использует ее для того, чтобы прикрыть свои корыстные и эгоистические амбиции, Господь призывает для начала избавиться от своей больной самости. Для этого Он призывает нас идти путем практического исполнения Евангельских заповедей. Он обращает наше внимание на крест. На нем и висит Правда Божия и с любовью, смирением и надеждой молится Отцу за каждого обидчика: «Прости им, Отче, не ведают, что творят».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
31.10.2024четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****