Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56
Как добиться в этой жизни правды и справедливости? Ответ на этот вопрос слышим в том отрывке из 9 главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Согласно Священному Писанию, самаряне — ближайшие родственники иудеев. Это те самые десять еврейских племен, которые некогда были покорены Ассирийской империей и ассимилированы язычниками. Ко времени жизни Иисуса Христа вражда между иудеями и самарянами продолжалась не одно столетие. За этот период у обеих сторон накопился целый ворох обоснованных претензий друг ко другу. Каждая из сторон считала себя несправедливо обиженной и была уверена, что правда и Бог лишь на ее стороне. Никто не хотел уступать. В личных отношениях представители двух народностей общались друг с другом, как говорится, «через губу». Вот и Христа с учениками, которые проходят через их селение самаряне не принимают. Возможно, оскорбляют и просят убраться из городка поскорее. «Как это несправедливо, — возмущаются апостолы. — Мы же лично ничего плохого им не сделали. Да и вообще, как они смеют нарушать закон Божий, в котором прямо говорится о милосердии к путникам. Учитель, а давай-ка их сожжем. Нет, Господи, это не жестокость. Это справедливый гнев. Даже в Писании есть подобные случаи. Помнишь, как по молитве пророка Илии с неба сошел огонь и сжег язычников и безбожников». Аргументы от Писания довольно сильные. Однако Христос видит сердце человека. А потому Он говорит ученикам, что ищут они не Божию правду, а собственную. Они расстроились не потому, что нарушен священный закон, а потому что приняли поступок самарян на личный счет. Задета их больная самость. Страдает их самолюбие. Не о Боге они думают и не о Его справедливости, а о банальной мести. А для того, чтобы замаскировать это чувство, в первую очередь от самих себя, они находят похожие случаи в Писании. Однако это лишь внешнее сходство. Поэтому Господь и говорит: «не понимаете, какого вы духа». То есть, вы не осознаете, что мотивы вашего возмущения и мотивы возмущения древних святых совершенно разные. В их поступках не было личной неприязни. Бог через них исполнял Свою волю, наказывая грешников. В этом возмездии не было злорадства, не было мстительности, не было обиды и скрытой злобы. Это были крайние меры, чтобы предотвратить большее зло, и приготовить мир к приходу Спасителя, Который отдаст Свою жизнь за всякого человека и в первую очередь за каждого из этих самых грешников.
Каким справедливым гневом мы исполняемся, когда кто-то нарушает наши права и права наших близких! Как хочется в эти моменты, чтобы Бог пришел и наказал злодеев, навел порядок. Сегодня Евангелие предостерегает нас: не всегда это наше возмущение — желание правды Божией. Тот, кто наберется смелости и честно взглянет на себя, может увидеть, что эти благородные чувства просто прикрытие нашей злобы, зацикленности на себе, и неспособности прощать и отпускать обиды. Это прикрытие страха, что зло реальное или воображаемое разрушит наш уютный и комфортный мир. А потому и сражаемся мы постоянно с людьми и обстоятельствами, отстаивая лишь удобную для меня версию правду.
Всем тем, кто действительно ищет правду Божию, а не использует ее для того, чтобы прикрыть свои корыстные и эгоистические амбиции, Господь призывает для начала избавиться от своей больной самости. Для этого Он призывает нас идти путем практического исполнения Евангельских заповедей. Он обращает наше внимание на крест. На нем и висит Правда Божия и с любовью, смирением и надеждой молится Отцу за каждого обидчика: «Прости им, Отче, не ведают, что творят».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов