Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди удивляются тому, почему Бог не хочет явить Себя всем, ведь в таком случае атеистов не будет и все станут верующими. Разве это не то, чего хочет Господь? Разве, если все уверуют, Богу не будет проще достигнуть Своих целей? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Как-то пару лет назад я посмотрел один из многих существующих в сети диспутов священника и атеиста. Последний заявлял, что не верит в Бога вынуждено лишь потому, что никаких доказательств Его существования нет. Он даже сказал, что как учёный был бы рад, если бы Бог существовал, ведь для науки это было бы невероятно ценно изучить нечто выходящее за пределы её теперешнего опыта. Правда, он не уточнил, какими материальными приборами собрался изучить нематериального Бога, в какой микроскоп или телескоп Его рассмотреть, в каком адронном коллайдере увидеть Его следы. Впрочем, было понятно, что перед нами только риторический приём, ни к чему говорящего не обязывающий.
В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали истории о том, как люди искали Христа. Всех ищущих можно разделить всего на две группы: в первой будет Ирод-четверовластник, а во второй простые люди. Впрочем, разделены они оказываются не по признаку наличия власти, богатства или интеллектуальных способностей, но только по тому, как относятся к Иисусу Христу, по тому, для чего хотят Его найти. Как известно, религиозность Ирода была своеобразной. Он заточил Иоанна Крестителя в темницу, и он же боялся и уважал его как человека праведного. Закончилось, впрочем, всё это казнью Предтечи, которую Ирод приказал совершить, хотя и очень этого не хотел. Услышав об Иисусе, правитель удивился и захотел узнать о Нём побольше. Но не для того, чтобы найти нового обличителя своих беззаконий, а просто из любопытства. Что же делает Христос? Спаситель уходит вместе с учениками в особое место около города Вифсаида. В то же время народ искал Иисуса не из пустого любопытства. Конечно, среди ищущих были люди, настроенные по-разному, кто-то искал ответов на вечные вопросы, кто-то нуждался в исцелении от болезней, но так или иначе в их поисках не было праздного любопытства, желания рассмотреть Христа, изучить его, как изучают заинтересовавший объект. Он был для них личностью, в которой они нуждались. И от таких людей Спаситель не скрывается и не уходит. Примечательно, что слово «приняв», которым евангелист описывает встречу Спасителя с теми, кто нашёл Его, дословно означает «радостное, радушное приветствие». С этими людьми Он говорит о Царствии Божием, тех, кто искал утешения в скорби, Он поддерживает и исцеляет. Собственно, в этом и есть ответ на поставленный в начале вопрос.
Если Бог для тебя предмет праздного любопытства, ты Его не найдёшь. И не найдёшь потому, что в глубине души не хочешь, чтобы Он существовал, ведь это не только разрушит твои привычные взгляды, но и заставит тебя жить по Его заповедям. А Бог не заставляет. Он приглашает к общению с Собой, но никогда не навязывается. Если же ты хочешь, чтобы Бог был, если ищешь ответы на вопросы духовной жизни: Он найдёт возможность на них ответить. Впрочем, сделает это деликатно, так, чтобы свобода в принятии решений осталась за тобой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Кажется, нет того священнослужителя, который бы за годы своего пребывания в клире не столкнулся бы с теми людьми, которые хотели сделать какие-то шаги в сторону церковной жизни, но по какой-то причине не успели. К примеру, человек, по словам скорбящих родственников, хотел креститься, но умер, а родственникам очень хочется совершить над ним отпевание, но священник упорно сопротивляется, потому как желание креститься вовсе не заменяет собой крещение, да и вообще желание не равно действию. Малоцерковным людям зачастую кажется, что такое упорство священников продиктовано их приверженностью каким-то устаревшим инструкциям, что священники попросту не хотят реагировать на боль людей, не хотят проявить милосердие и пойти навстречу. Конечно, мы пытаемся как-то помочь и успокоить, у нас даже есть специальные молитвенные чины для утешения скорбящих родственников, правда, далеко не всегда мы находим понимание. Но, несмотря ни на что, Церковь не может ставить знак равенства между желанием и действием, ведь если такой знак поставить, то нам придётся перечеркнуть некоторые места Евангелия, к примеру, отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
О династии Иродов известно довольно много, о них можно прочитать в ряде авторитетных исторических источников, так или иначе о них писали абсолютно все толкователи Священного Писания Нового Завета, их не могут не упоминать и проповедники. Ироды стали символами жестокости и несправедливости, их презирали при их жизни, их смерть ничего не изменила, об этих людях сложно сказать что-то доброе, кроме, пожалуй, того, что они были весьма успешными строителями. Каким образом к их строительному энтузиазму относились их современники — отдельный вопрос, а вот сохранившиеся сооружения их эпохи не могут не вызывать изумление. Для примера можно вспомнить Масаду — знаменитую крепость на вершине одной из скал Иудейской пустыни, система водоснабжения этой крепости был столь искусна, что, несмотря на крайне жаркий и засушливый климат, запаса воды после сезона дождей хватало на весь год, а устройство продовольственных складов было таким, что продукты могли не портится там годами. Эту крепость построил Ирод Великий, а один из его сыновей — Ирод Антипа, известный также как Ирод Четвертовластник — построил несколько замечательных городов, среди которых была и Тивериада на берегу Генисаретского озера.
Но в историю этот человек вошёл вовсе не как строитель, его запомнили как убийцу праведника: именно он отдал приказ казнить Иоанна Предтечу. Однако Евангелие свидетельствует, что это произошло из-за нелепой клятвы на празднике, и что лично Ирод Антипа вовсе не питал вражды к Иоанну, более того, он его уважал и любил слушать слова Предтечи: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). А в Евангелии от Луки мы встречаем ещё более любопытную информацию: Ирод Антипа переживал после смерти Иоанна, и интересовался проповедью Христа, он даже «искал увидеть Его» (см. Лк. 9:9). Однако это искание не привело к каким бы то ни было действиям, у нас нет свидетельств, что Ирод предпринимал попытки встретиться со Христом. Возможно, что если бы он это сделал и увидел Спасителя, то слова Христа смогли бы изменить его, и в историю он вошёл бы не как преступник, а как человек, сумевший покаянием изменить свою жизнь. Но этого, увы, не произошло, и его желание увидеть Христа ни к чему не привело. Впрочем, со Христом Ирод всё же встретился, но к тому времени Спаситель уже завершил Свою земную проповедь, и потому Он не сказал Ироду ни слова. Встреча произошла слишком поздно, Ирод слишком долго собирался.
Это печальный и трагический пример. Очень хочется надеяться, что мы будем успевать реализовывать те благие помыслы, которые вселяет в наши сердца Бог, и что всем нам хватит для этого отпущенного Богом времени.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи