Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 7-11
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Кажется, нет того священнослужителя, который бы за годы своего пребывания в клире не столкнулся бы с теми людьми, которые хотели сделать какие-то шаги в сторону церковной жизни, но по какой-то причине не успели. К примеру, человек, по словам скорбящих родственников, хотел креститься, но умер, а родственникам очень хочется совершить над ним отпевание, но священник упорно сопротивляется, потому как желание креститься вовсе не заменяет собой крещение, да и вообще желание не равно действию. Малоцерковным людям зачастую кажется, что такое упорство священников продиктовано их приверженностью каким-то устаревшим инструкциям, что священники попросту не хотят реагировать на боль людей, не хотят проявить милосердие и пойти навстречу. Конечно, мы пытаемся как-то помочь и успокоить, у нас даже есть специальные молитвенные чины для утешения скорбящих родственников, правда, далеко не всегда мы находим понимание. Но, несмотря ни на что, Церковь не может ставить знак равенства между желанием и действием, ведь если такой знак поставить, то нам придётся перечеркнуть некоторые места Евангелия, к примеру, отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
О династии Иродов известно довольно много, о них можно прочитать в ряде авторитетных исторических источников, так или иначе о них писали абсолютно все толкователи Священного Писания Нового Завета, их не могут не упоминать и проповедники. Ироды стали символами жестокости и несправедливости, их презирали при их жизни, их смерть ничего не изменила, об этих людях сложно сказать что-то доброе, кроме, пожалуй, того, что они были весьма успешными строителями. Каким образом к их строительному энтузиазму относились их современники — отдельный вопрос, а вот сохранившиеся сооружения их эпохи не могут не вызывать изумление. Для примера можно вспомнить Масаду — знаменитую крепость на вершине одной из скал Иудейской пустыни, система водоснабжения этой крепости был столь искусна, что, несмотря на крайне жаркий и засушливый климат, запаса воды после сезона дождей хватало на весь год, а устройство продовольственных складов было таким, что продукты могли не портится там годами. Эту крепость построил Ирод Великий, а один из его сыновей — Ирод Антипа, известный также как Ирод Четвертовластник — построил несколько замечательных городов, среди которых была и Тивериада на берегу Генисаретского озера.
Но в историю этот человек вошёл вовсе не как строитель, его запомнили как убийцу праведника: именно он отдал приказ казнить Иоанна Предтечу. Однако Евангелие свидетельствует, что это произошло из-за нелепой клятвы на празднике, и что лично Ирод Антипа вовсе не питал вражды к Иоанну, более того, он его уважал и любил слушать слова Предтечи: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). А в Евангелии от Луки мы встречаем ещё более любопытную информацию: Ирод Антипа переживал после смерти Иоанна, и интересовался проповедью Христа, он даже «искал увидеть Его» (см. Лк. 9:9). Однако это искание не привело к каким бы то ни было действиям, у нас нет свидетельств, что Ирод предпринимал попытки встретиться со Христом. Возможно, что если бы он это сделал и увидел Спасителя, то слова Христа смогли бы изменить его, и в историю он вошёл бы не как преступник, а как человек, сумевший покаянием изменить свою жизнь. Но этого, увы, не произошло, и его желание увидеть Христа ни к чему не привело. Впрочем, со Христом Ирод всё же встретился, но к тому времени Спаситель уже завершил Свою земную проповедь, и потому Он не сказал Ироду ни слова. Встреча произошла слишком поздно, Ирод слишком долго собирался.
Это печальный и трагический пример. Очень хочется надеяться, что мы будем успевать реализовывать те благие помыслы, которые вселяет в наши сердца Бог, и что всем нам хватит для этого отпущенного Богом времени.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов