На протяжении всей своей истории человечество живёт в ожидании начала так называемого «золотого века» — времени справедливости и изобилия. Ветхозаветные евреи в данном отношении исключением не были и тоже хотели быть жителями идеальной эпохи — Царства Мессии. Но оказалось, что это Царство, как и чаемый иными народами «золотой век» по версии Бога значительно отличается от человеческих иллюзий. Об этом мы узнаём из евангельского чтения — отрывка из 4-й главы Евангелия от Марка — что звучит сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Христос обращается к Своим ученикам с поучением. Спаситель с помощью притч разъясняет апостолам суть евангельского учения о Царстве Божием. Перед тем, как мы вникнем в смысл слов Христовых, хотелось бы отметить, что славяно-русское слово «царство» в данном случае не слишком хорошо подходит для перевода того, о чём рассуждает Спаситель. В нашем понимании царство есть устоявшаяся структура, синоним страны-государства. В Писании же речь идёт не о структуре, а о процессе. Греческое слово «василИа» означает не государство, а правление, как набор действий правителя.
Таким образом, Христос рассуждает скорее не о Царстве Божием, а о Царствовании Божием. При данном восприятии образы, использованные Спасителем, оказываются более понятными. Итак. Господь Иисус сравнивает Царство Божие с ситуацией, когда человек, посадивший какое-то злаковое растение, затем продолжает заниматься собственными делами и замечает, что с семенем случились значительные перемены только тогда, когда видит перед собой созревший колос. Человек тут же его срезает, чтобы изготовить муку и испечь хлеб.
Что имеет в виду Спаситель? То, что духовная жизнь предполагает со-работничество Бога и человека. И далеко не всегда мы, люди, способны контролировать процессы, происходящие в наших умах и сердцах. Случается, что Дух Святой незаметно, постепенно действует внутри нас, помогая вере и любви от Бога закрепиться в нас. Для чего это нужно? Господь прекрасно знает, что тщеславие и гордость стали причиной падения многих и многих людей. А потому как будто закрывает до времени нам глаза, чтобы не видели мы, как под воздействием благодати Божией мы становимся лучше, светлее. Чтобы не приписали мы себе данную заслугу.
Об этом же речь идёт и в иной услышанной нами притче. Здесь Царство Божие уподобляется семени «чёрной горчицы» — кустарника, растущего на Ближнем Востоке. Это растение не уступает в размерах полноценным деревьям, а семена его, действительно, очень маленькие. Царство Божие, которое, повторюсь, есть не застывшая структура, а процесс, и тут проявляет себя очень деликатно, незаметно даже для самого человека. Если мы терпеливо и верно будем исполнять заповеди Божии, то мало-помалу с нами будут происходить добрые изменения, радующие и нас самих, и окружающих людей. Ведь под образом птиц, отдыхающих в тени листьев горчичного кустарника, скрываются именно наши ближние.
Живя в служении любви Богу и людям, мы окажемся способны окружающих утешать и радовать. А потому запомним слова Христовы, которые прозвучали в самом начале сегодняшнего чтения. «Какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам». Давайте же отмерять ближним щедро милостью, терпением, пониманием. И они, пусть не сразу, пусть не полностью, но ответят нам взаимностью. Бог же отмерит неизмеримо больше того, что нам удалось с Его помощью сделать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Думаю, каждый замечал, как требовательны мы бываем к другим и какие поблажки даём себе. Это кажется чем-то совершенно естественным, но вот правильно ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 4.
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Многие по опыту знают, что человек, становясь религиозным, одновременно с этим может стать требовательным и щепетильным. Не проходит и нескольких месяцев и то, что не было раньше очевидным для него самого, вдруг должно стать очевидным для всех. Как вы этого не понимаете, говорит он, недавно и сам не понимавший того же самого? Подобное поведение нередко раздражает окружающих, они становятся нетерпимыми к новообращённому христианину, отстаивая то, что сегодня принято называть личным пространством, в которое начинают навязчиво вторгаться с нравоучениями. И вот уже смотришь, отношения охладевают, а то и прекращаются вовсе. И у каждого ведь своя правда. Один не хочет, чтобы ему навязывали то, чего он не испытывал, чему не доверяет, а другой настолько воодушевлён, что не может молчать. Ведь передачу своего опыта веры и нравственной жизни он воспринимает как дело любви и спасения.
Отрывок, который мы сегодня услышали, идёт в Евангелии сразу после притчи о сеятеле. Когда он вышел сеять семена попали на дорогу, и в камни, и в заросли терновника, и в плодородную почву. Идея этой притчи очень проста и заключается она в том, что люди могут быть по-разному восприимчивы к слову о Боге. Их души могут быть в совершенно разных состояниях, так что в одном случае, когда почва твёрдая, семя прорасти не может, а в другом даёт обильные плоды.
Собственно, религиозное обращение — это ситуация, которую можно было бы сравнить с тем, что семя дало росток, начало развиваться. Растения бывают разные, но ни одно не даёт плод сразу, у всякого свой срок развития. Рассказав ученикам о том, что люди могут быть разного духовного устроения, Спаситель подчёркивает, что они должны быть очень внимательны к сказанному, ведь какой мерой они начнут мерять других, такой их самих будет мерить Господь. Он даже говорит, что к этой мере будет прибавлено, видимо, и в строгости, и в милости. И если моё сердце откликнулось на зов, и семя, которое посеял Бог, проросло, это не значит, что я должен требовать того же от другого, ведь у него своя мера. Может быть, почва моей души только кажется мне плодородной, а на самом деле она полна камней или сорняков и плодов не будет ещё долго, а я уже требую плодов от других.
Человек обратившийся к Богу из страха или поисков выгоды, часто превращается в формалиста, который сам ничего толком не достигает и отравляет жизнь всем вокруг. Тот же, кто действительно прислушивается ко Христу, проникается Его взглядом на людей. Он понимает, что их можно и нужно призывать к праведной жизни, но плоды от этих призывов появятся только тогда, когда человек осознает, что вера и правильный религиозный взгляд на мир формируется постепенно, как будто в душе растёт дерево или цветок, поначалу незаметные, но несомненно способные принести Богу прекрасные плоды.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов