«Человек человеку волк» — так звучит крылатое выражение, возникшее ещё в период глубокой античности. Древнеримский автор поговорки — поэт Плавт — с сожалением констатировал, что окружающее его общество живёт в состоянии жестокой конкуренции за власть, деньги, влияние. И подчас люди относятся друг ко другу ничуть не лучше волков. Евангелие призывает нас к совершенно иному взгляду на человека. К какому? Давайте послушаем отрывок из 4-й главы Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время богослужения.
Мы услышали притчу Господа Иисуса о сеятеле. Тот идёт по полю и разбрасывает семена, судьба которых разнится. Одно семя падает на обочине и его уносят птицы. Второе — оказывается на каменистой земле, быстро всходит, но также быстро засыхает, так как не имеет корней. Третье семя, может быть, и хотело бы вырасти, но сорняки не дали ему этого сделать. Наконец, четвёртое семя, оказавшись на плодородной почве, даёт сеятелю долгожданные плоды.
Можно предположить, что в притче Христа речь идёт о конкуренции. Семена, на первый взгляд, как будто соревнуются друг с другом — устраивают конкурс на то, чья судьба окажется более успешной. Но вот что интересно. Конкуренция, на самом деле, происходит не между семенами. И Бог, скажем мы, забегая вперёд, не организовывает между нами никакого соревнования. Каждое из семян (то есть каждый из людей) борется фактически само с собой и окружающими условиями. Где-то само семя виновато в том, что плод так и не созрел. А где-то виной, на первый взгляд, стали сторонние факторы. Но такая логика имеет место только при буквальном прочтении притчи Спасителя.
Христос же прямо говорит о том, что рассказанная Им история иллюстрация того, как люди реагируют на проповедь Евангелия. Для одних слушателей слова Господа Иисуса оказываются на задворках сознания — о том говорит нам образ семени, оказавшегося на обочине. Другой человек слышит призыв Христа, вроде бы отзывается на него, но при выборе между верой и комфортом греха выбирает второе. О том повествует образ окаменевшей почвы. Третьи люди и рады были бы следовать за Спасителем, но сорняки страстей оплетают их — не снаружи, а изнутри — и не позволяют жить по Евангелию.
Наконец, упоминаются в притче благодарные и трудолюбивые слушатели, принимающие Христово учение и дающие добрые плоды жизни согласно заповедям. И получается, что, на самом деле, нет никакой конкуренции между людьми в смысле обладания евангельской благодатью. Каждый из нас соревнуется исключительно с собой в плане преодоления себя, а также внутренних и внешних преград, на пути к Царству Божию.
И человек (в отличие от семени) вполне может изменить и себя, и некоторые обстоятельства жизни. Были бы только желание и решимость. А ещё — понимание, что спасение подаётся только Богом. Ведь по-настоящему доброе и ценное дело можно исполнить только с помощью Господа. При этом, никто не запрещает нам просить о поддержке близких по духу людей, тех, кто уже имеет определённый духовный опыт. И призваны мы стоять не сами по себе, а неравнодушно относиться к нуждам братьев и сестёр по вере. Чтобы урожай Господа-сеятеля оказался по-настоящему богатым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНесмотря на повсеместную глобализацию, востоку и западу по-прежнему не просто понимать друг друга. В тех местах, где европеец будет искать четкое логическое объяснение, какой-нибудь сирийский созерцатель рассмотрит ускользающую красоту символа и метафоры. К чему это я? А к тому, что нам, носителям (в общем и целом) западного сознания, бывает подчас довольно трудно понять те образы, которые предлагает нам Священное Писание.
Взять хотя бы сегодняшний евангельский отрывок. Спаситель в нем разъясняет Своим ученикам, а вместе с ними и нам смысл притчи о сеятеле. Казалось бы, всё становится на свои места — благодаря Христу мы понимаем содержание главных деталей рассказанной Им истории. Сеятель есть Сам Сын Божий. Он разбрасывает по полю, сердцам человеческим, семена Евангельской вести. Судьба посеянного Слова — разная. В одном случае человек мгновенное теряет полученный дар из-за того, что слишком привык служить делам греха, а потому становится легкой добычей для злых духов. Другой также терпит поражение — семя Слова Божия не может пустить корни в его сердце, так как оно стало черствым и окаменевшим. Росток веры вроде бы пробивается, но быстро погибает при наступлении неблагоприятных обстоятельств жизни.
Судьба третьего слушателя Евангелия также является незавидной. Он настолько очарован благами мира сего, что готов Благую весть принести в жертву житейскому комфорту. И лишь у немногих людей сердца становятся благодатной почвой, попав в которую, Евангельское семя произрастает и приносит добрые плоды — большие и малые. В зависимости от стараний человека и его желания стать соработником Божиим.
Казалось бы, содержание прозвучавшей притчи одновременно просто и понятно. Зачем же Сыну Божьему необходимо было это содержание маскировать за сюжетом, который даже апостолам пришлось затем разъяснять. Ответ кроется в дальнейших словах Спасителя. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Смысл этой фразы состоит в следующем. Сама притча о сеятеле, как и другие истории, рассказанные Христом, имели и по-прежнему имеют чрезвычайно практическое значение.
Евангельское богословие, бывает, сложно объяснить, так сказать, на пальцах. Уж очень оно глубоко и многослойно. Но там, где начинает давать сбой логика, могут сработать образ и символ. Спаситель видел, что большинство Его слушателей пока не готовы принять новое учение во всей полноте, но при этом они внимательно слушают, запоминают и, что важно, пересказывают другим рассказанные Сыном Божиим истории. Притча о сеятеле, как и другие притчи, довольно быстро распространились по Палестине и за её пределами. А потом, когда апостолы направились с проповедью по миру, их ждала уже подготовленная для миссии среда. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу».
Господь Иисус, вознесясь на Небо, не перестал общаться с нами. И подчас Он всё также говорит с людьми притчами. Только они уже не являются рассказами в чистом виде. Притчами становятся те жизненные ситуации, в которых мы на практике понимаем, что значит быть христианином и как важно оставаться им не только на словах. Христос, посеявший семена веры в наших сердцах, внимательно смотрит за тем, прорастают ли внутри нас ростки Евангелия. И если нам что-то мешает Господь, подобно заботливому садовнику, устремляется к нам на помощь, чтобы полить, удобрить, очистить почву наших сердец от всего плохого и ненужного. Чтобы помочь нам стать Своими учениками и соработниками.
Читать далее
священник Антоний Борисов