Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться
Иисус и Апостолы

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 28-35

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Марка, Глава 3
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Наверное, мало кто из христиан не мечтал оказаться на месте апостолов Христовых: эти люди имели счастье общения с Господом, они с Ним находились все три года Его земного служения, они ели с Ним и пили, им была дана та благодать, плодом которой стала земная часть Церкви. Но можно и не апостолами, можно, к примеру, помечтать быть сводными братьями Спасителя. Или же просто какими-то Его родственниками, ведь наверняка быть в родственной связи с Христом — это некий залог спасения. Евангелие подтверждает: да, это залог спасения, правда при этом Евангелие переосмысляет само понятие родственных связей. Делает оно это в 3-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 3.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Только что прозвучавший евангельский отрывок затрагивает две не связанные между собой темы: первая касается греха сознательной борьбы против действий Духа Святого, а вторая говорит о величии, сообщаемом человеку Богом тогда, когда человек всеми силами старается исполнять волю Божию.

Спаситель всё время Своего земного служения был окружён людьми, мы знаем, что даже во время личной молитвы Он не всегда был в одиночестве. Вполне естественно, что родственники видели Его крайне редко, и вместе с этим они полагали, что у них есть приоритетное право на внимание к ним со стороны Христа. Нельзя сказать, что такие ожидания ошибочны, ведь несколько позже святой апостол Павел скажет об умении быть хорошим сыном, мужем и отцом как об одном из критериев достойного принятия священного сана: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж [...] хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим. 3:2,4). Однако в услышанном нами евангельском отрывке мы сталкиваемся с той реакцией Христа, которая может немного смутить: Он не спешит откликаться на призыв Своей Матери и других родственников, и вместо этого Он использует возникшую ситуацию как повод для назидания по крайне важному вопросу об истинных родственных связях.

Всё тот же апостол Павел в своё время фактически повторит слова Спасителя и напишет, что истинные израильтяне — это вовсе не те люди, которые имеют генетическую связь с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а те, кто верует так же, как эти древние праведники. На этой мысли апостола Павла строится самоидентификация христиан как истинных потомков Авраама, как Нового Израиля, центр которого не кровь Авраама, а Кровь Христа, воспринимаемая верой Авраама.

То же самое мы слышим и от Самого Спасителя: Его родственники — это не те, кто имеет одинаковые с Ним гены, а те, кто исполняет волю Божию. Таковой, конечно же, была Его Пречистая Матерь, таковы все угодившие Богу святые, таким может стать каждый человек. Если же мы станем Христовыми родственниками через исполнение заповедей Божиих, то такое родство будет превосходить родство плотское, ведь плотское родство вовсе не обязательно способно привести в Небесное Царство, а то, родство, о котором сказал Спаситель, — это гарант блаженной вечности в Христовом Царстве.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Существуют ли такие грехи, которые Бог никогда не простит человеку и почему? Ответ на этот вопрос даёт отрывок из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Что такое хула на Духа Святого и почему лишь она не простится человеку? Представьте себе ситуацию. Маленький человек рождается в этот мир. Он дитя Божие, которое создано для того, чтобы любить и быть любимым. Однако рождается он в семье неблагополучной, где с самого раннего детства испытывает насилие, издевательства, покинутость. Ему не дают того тепла, которое ему так необходимо. Его тело терпит боль, душа — одиночество, и он вынужден как-то приспосабливаться к агрессивной среде. Для того, чтобы избежать страданий, он начинает лгать, заискивать, угодничать перед взрослыми. Для того, чтобы удовлетворить свою острую потребность в близости, он интригует и манипулирует, пытаясь добиться внимания тех, кто к нему равнодушен. И всегда, всегда он всеми доступными средствами старается заполнить внутреннюю пустоту. Так постепенно формируется внутренний и внешний облик человека. Так у него развиваются дурные склонности и привычки, которые он переносит во взрослую жизнь. Отсюда парадоксальный вывод: самые мерзкие и страшные грехи — это в конечном счёте наш привычный, доведённый порой до ужасного предела, способ справляться с внутренней пустотой. Наши грехи не просто нарушения закона в результате полностью осознанного выбора. Сам этот выбор нередко всего лишь верхушка айсберга, который своей подводной частью уходит далеко в тёмные глубины нашей души, туда, где в человеке живёт жажда полноты жизни, которую может дать только божественная любовь. А потому Господь и говорит, что всё простится человеку. Мы не простим друг другу, закон не простит, общество не простит и вынесет жёсткий и справедливый приговор. Не простит, потому что даже в самих себе мы зачастую не в силах отделить то дитя Творца, которое по Его же закону жаждет любви, от тех неприглядных способов, при помощи которых этот ребёнок пытался выжить и добиться этой любви, и которые со временем превратились в отвратительные наросты на его душе. Мы не можем этого разглядеть в себе, а потому часто казним себя за свои проступки так, будто всё полностью зависело от нас. Если мы так безжалостны к себе, то тем более мы будем ещё требовательней к окружающим. Однако Бог видит человека иначе. Ему доступна вся глубина человеческого существа. Поэтому Его милость и снисхождение с нашим немощам и проступкам такая, что первым в рай вошёл тот, кто в глазах своих соплеменников был жестоким убийцей. Поэтому, возможно, мы очень сильно удивимся, когда узнаем, кто ещё помимо этого злодея населяет Царство Небесное.

Слова об этом прощении звучат из уст Спасителя в ответ на упрёки книжников. Они говорили, что Господь совершает чудеса и милует людей силой Веельзевула, то есть дьявола. Их смущало, что Христос слишком вольно, как им казалось, обращается с законом Моисея. Их возмущало, что Он нарушал ритуальные постановления и не судил кающихся грешников по справедливости. Это отношение к жизни Господь и называет хулой на Духа Святого. Религиозные лидеры евреев дерзали выносить окончательный суд о взаимоотношениях Бога и человека, ориентируясь исключительно на внешний закон. В своей духовной слепоте они упрощали жизнь, людей, Самого Творца. Они давали чёткие и однозначные ответы на глубинные вопросы бытия. Сводили духовную реальность к выхолощенному юридическому шаблону. Пренебрегали важной истиной, о которой говорил Господь в беседе с Никодимом: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». По сути, они претендовали на роль Бога в жизни других людей.

Почему же только этот грех не проститься? А потому что, если я убеждён, что всё знаю до такой степени, что мне понятны не только окружающие люди и мотивы их поступков, но даже логика и замысел Творца, я не могу открыться ничему новому. В своём эгоизме я закрыт для сияния Духа, который милует, прощает и спасает. Этот сатанинский грех гордыни — единственный, который не может быть прощён, потому что в таком состоянии нет желания просить прощения. Избавь нас, Господи, от этого помрачения, дай нам не судить, но в простоте сердца по мере сил приносить покаяние и исполнять Твоё Евангелие, чтобы с надеждой на Твою безграничную милость становиться участниками Царства Небесного.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
19.09.2024четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****