Разнообразные аскетические практики играют важную роль в духовной жизни человека. Так, например, какую бы религиозную традицию мы не взяли, в ней обязательно будет идти речь о воздержании, то есть о посте. Практика поста существует и в христианской Церкви. Именно о ней нам сообщает нечто важное отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Практике воздержания в иудейской традиции уделялось большое внимание. Конечно, по своей форме посты отличались от тех, которые получили распространение в христианстве. Однако суть была та же: ограничить себя в телесных потребностях, чтобы в большей степени сосредоточиться на духовном. Точно так же, как и сейчас, посты предписывались церковным уставом. А потому фарисеи негодуют, когда видят, что апостолы пренебрегают общепринятыми правилами. В ответ Господь открывает нечто важное об этой духовной работе.
Он приводит примечательный образ. Если вещь обветшала или истлела, то нет смысла приставлять к ней крепкую, новую заплатку. Молодое вино продолжает бродить и растягивает ёмкость. А потому мехи должны быть эластичными. В противном случае мешок порвётся и вино вытечет. Вот точно так и с человеком в его религиозной жизни. Если он только в начале своего духовного пути, то пытаться исполнить в точности все те аскетические ограничения и рекомендации, о которых говорит церковный устав и традиция, — дело весьма опрометчивое. Можно надорваться.
Очень хорошо об этом говорил святитель Феофан Затворник. По его словам, «строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Строгость без внутреннего духа — то же, что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах». Другими словами, перед тем как налагать на себя строгие ограничения необходимо внутренне до этого дорасти. Внешние строгости должны быть созвучны сердечной потребности и самое главное — сердечной возможности. Тогда от воздержания будет польза. Если же я ограничиваю себя постом лишь по той причине, что хочу быть похожим на подвижников, или потому, что хочу создать образ праведности и благочестия в глазах окружающих, или потому что хочу в точности исполнить букву устава, от этого не будет никакой пользы. Та пружина внешних ограничений, которую я затягиваю вокруг себя, однажды взорвётся. Меня качнёт в другую крайность. Я могу сломаться, разочароваться и совсем прекратить духовную жизнь.
Поэтому весьма полезно смотреть на предписания церковного устава, как на икону. Это тот уровень, до которого доросли святые Церкви. След, который они оставили. Это то, чего мы можем достичь, если будем так же внимательны к голосу своего сердца. Это ориентир, по направлению к которому нам рекомендуют двигаться. Но идёт к этой цели каждый своим путём. И весь секрет заключается в том, чтобы найти эту свою дорожку. Найти человека, который проведёт по ней конкретно тебя. Который поделится опытом, как именно мне в моей ситуации направлять свой дух к Богу. Как мне, с моими физическими, душевными и духовными особенностями, применять общие правила к своей личной духовной жизни. Что мне подходит, а что нет. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан, те строгости, которые мы к себе применяем, будут приносить нам глубокое духовное удовлетворение, а не просто наваливаться извне тяжким бременем, которое делает нашу жизнь и жизнь наших близких невыносимой.
И последнее, о чём важно упомянуть. Господь ясно даёт понять, что пост не является основным содержанием религиозной жизни. Это всего лишь один из инструментов, основная задача которого — привести нас к главной цели всякого духовного делания. И цель эта — опыт благодатного присутствия Бога в моей жизни. Опыт тихой радости и умиротворения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодняшнее чтение из 2й главы Евангелия от Марка предлагает нам один очень важный жизненный принцип — который, увы, мы склонны снова и снова нарушать. Хотите узнать, что за принцип? Тогда внимательно слушаем.
Глава 2.
18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Конечно, вы догадались, о чём идёт речь — более того, эти слова Христа стали известной поговоркой. Смысл достаточно прост: старые формы и новое содержание друг с другом ужиться не могут.
Принцип, о котором мы слышали сегодня в Евангелии, я бы назвал «сообразность». Молодые мехи — гибкие, упругие — и молодое вино — игристое, подвижное. Молодые мехи и молодое вино сообразны друг другу. Также и выдержанные, задубевшие старые мехи сообразны хорошо выбродившему вину.
Когда же мы нарушаем этот принцип сообразности? Когда отказываемся видеть и принимать как данность очевидные противоречия.
Приведу пример. Приходит юная мама на исповедь и говорит: «Батюшка, а я вот прекратила поститься — потому что кормлю младенца». А священник ей — айайай, грех какой, как же можно нарушать пост? А женщина — да я бы с радостью, но вот молоко пропадает. Поститься кормящей — несообразно. Пытались налить новое вино в мехи ветхие. А что было бы «сообразно»? Предложить мамочке такую форму поста, которая была бы для неё не только приемлемой, но и результативной — например, заменить пищевой пост регулярным чтением Священного Писания — пусть понемногу, но каждый день.
Мы попадаем в ловушку несообразности чаще всего потому, что нам кажется, что верность формам самим по себе уже есть определённая гарантия устойчивости. А это совсем не так. Можно сколько угодно убеждать себя, что эти крепкие, звонкие, выдержанные мехи, которыми ещё родители пользовались, крепче титана и выдержат любое вино — хоть старое, хоть молодое — но результат предрешён: они точно лопнут!
Как научиться проводить этот принцип «сообразности» в жизнь? Наверное, нам точно поможет в этом бесстрашие по отношению к нестыковкам, рассогласованности, неуместности и несвоевременности: как только что-то такое начинает замечаться, не «заметать под ковёр» эти в общем-то не очень приятные знаки, но внимательно всматриваться в них и рассуждать — а, может, и правда пришла пора что-то и во внешних формах поменять?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий