Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 18-22
Разнообразные аскетические практики играют важную роль в духовной жизни человека. Так, например, какую бы религиозную традицию мы не взяли, в ней обязательно будет идти речь о воздержании, то есть о посте. Практика поста существует и в христианской Церкви. Именно о ней нам сообщает нечто важное отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Практике воздержания в иудейской традиции уделялось большое внимание. Конечно, по своей форме посты отличались от тех, которые получили распространение в христианстве. Однако суть была та же: ограничить себя в телесных потребностях, чтобы в большей степени сосредоточиться на духовном. Точно так же, как и сейчас, посты предписывались церковным уставом. А потому фарисеи негодуют, когда видят, что апостолы пренебрегают общепринятыми правилами. В ответ Господь открывает нечто важное об этой духовной работе.
Он приводит примечательный образ. Если вещь обветшала или истлела, то нет смысла приставлять к ней крепкую, новую заплатку. Молодое вино продолжает бродить и растягивает ёмкость. А потому мехи должны быть эластичными. В противном случае мешок порвётся и вино вытечет. Вот точно так и с человеком в его религиозной жизни. Если он только в начале своего духовного пути, то пытаться исполнить в точности все те аскетические ограничения и рекомендации, о которых говорит церковный устав и традиция, — дело весьма опрометчивое. Можно надорваться.
Очень хорошо об этом говорил святитель Феофан Затворник. По его словам, «строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Строгость без внутреннего духа — то же, что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах». Другими словами, перед тем как налагать на себя строгие ограничения необходимо внутренне до этого дорасти. Внешние строгости должны быть созвучны сердечной потребности и самое главное — сердечной возможности. Тогда от воздержания будет польза. Если же я ограничиваю себя постом лишь по той причине, что хочу быть похожим на подвижников, или потому, что хочу создать образ праведности и благочестия в глазах окружающих, или потому что хочу в точности исполнить букву устава, от этого не будет никакой пользы. Та пружина внешних ограничений, которую я затягиваю вокруг себя, однажды взорвётся. Меня качнёт в другую крайность. Я могу сломаться, разочароваться и совсем прекратить духовную жизнь.
Поэтому весьма полезно смотреть на предписания церковного устава, как на икону. Это тот уровень, до которого доросли святые Церкви. След, который они оставили. Это то, чего мы можем достичь, если будем так же внимательны к голосу своего сердца. Это ориентир, по направлению к которому нам рекомендуют двигаться. Но идёт к этой цели каждый своим путём. И весь секрет заключается в том, чтобы найти эту свою дорожку. Найти человека, который проведёт по ней конкретно тебя. Который поделится опытом, как именно мне в моей ситуации направлять свой дух к Богу. Как мне, с моими физическими, душевными и духовными особенностями, применять общие правила к своей личной духовной жизни. Что мне подходит, а что нет. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан, те строгости, которые мы к себе применяем, будут приносить нам глубокое духовное удовлетворение, а не просто наваливаться извне тяжким бременем, которое делает нашу жизнь и жизнь наших близких невыносимой.
И последнее, о чём важно упомянуть. Господь ясно даёт понять, что пост не является основным содержанием религиозной жизни. Это всего лишь один из инструментов, основная задача которого — привести нас к главной цели всякого духовного делания. И цель эта — опыт благодатного присутствия Бога в моей жизни. Опыт тихой радости и умиротворения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов