Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многим кажется, что физический труд — самый тяжёлый, в то время как учёные говорят, что умственный требует не меньшего напряжения и неменьших энергетических затрат. В религиозной жизни человек тоже может трудиться, и труд этот может быть разным по своему характеру, внешним и внутренним. О том, какой из них важнее, Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Выбирая на рынке фрукты, мы нередко сталкиваемся с тем, что на дне лотков оказываются плоды не такого же качества и не той же свежести, что мы видим на поверхности. Некоторые продавцы явно стремятся к тому, чтобы картинка была привлекательной и только во вторую очередь думают о качестве того, что внутри. Впрочем, даже не будучи продавцами фруктов, сидя в офисе или дома, многие из нас могут сказать о себе, что живём точно так же: больше трудимся над внешним, чем над внутренним. Почему? Причин можно найти много, но зачастую они такие же, как на рынке, — внешне красивое чаще бросается в глаза и обычно ценится дороже. Не случайно же в обществе принято встречать «по одёжке», вот об этой одёжке мы и заботимся.
Но всякий знает, что, купившись на красивую картинку, в итоге мы сталкиваемся с качеством купленного продукта. Подобным образом и в человеческом общении, обращая внимание на того, кто производит эффектное впечатление, мы в итоге больше радуемся тому, кто умеет мирно жить, чем тому, кто искромётно шутит. Потому что, если человек постоянно конфликтует, гордится и превозносится, с ним будет невыносимо, несмотря на его любовь к юмору.
Что же нам мешает заботиться о внутреннем так же, как о внешнем? Казалось бы, всем от такой заботы было бы только лучше, и нам, и окружающим. Обычно оправдываясь, мы отвечаем, что наши ресурсы ограничены и нам приходится выбирать, на что их потратить. Отчасти это верно, но всё же не вполне. Как фрукты проще красиво уложить, чем все их перебирать, так и нам проще прилично себя вести, вместо того чтобы наводить порядок в собственной душе.
В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус Христос говорит о пагубности подобного поведения. О тех, к кому Он обращался, нельзя сказать, что они были ленивы, как нельзя этого сказать и сегодня о тех, кто заботится о внешней красоте. И всё же, если мы задумаемся о подобном поведении, мы поймём, что, поступая так, мы идём по пути наименьшего сопротивления. Я имею в виду сопротивление внутреннее. Вот Спаситель упоминает о десятине с аниса и тмина, которую приносят фарисеи. Собрав урожай специй, они скрупулёзно отделяли десятую часть для того, чтобы исполнить закон. Казалось бы, трудная работа, ведь нужно иметь терпение и усидчивость... Но, думаю, многие согласятся с тем, что ухаживать за человеком с деменцией труднее, как труднее с любовью относиться к выходкам строптивого подростка или непослушного младенца.
Внешняя работа кажется важной, потому что она на виду, и мы думаем, что без неё не обойтись. В кратковременной перспективе это так, но задумываясь о жизни в целом, надо помнить, что внешнее не может быть живым и полноценным без внутреннего. Эта внутренняя нравственная и аскетическая работа трудна, но только тогда, когда она совершается, всё внешнее обретает смысл.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди множества соцопросов, к сожалению, нет такого, который был бы посвящён осмыслению нашими современниками монашества. Впрочем, из общих соображений и наблюдений за жизнью общества можно предположить, что такой соцопрос дал бы не самые утешительные результаты, наверняка оказалось бы, что очень многие люди строят своё представление о монашестве на основании различного рода слухов, баек, легенд и карикатурных образов, и в целом относятся к монахам как к существам непонятным, а потому и подозрительным. Интересно, что такое отношение характерно и для определенной части церковного общества, в котором все чаще звучит мнение, будто бы монашество повлияло на христианство не самым лучшим образом, в частности, критике подвергаются различные дисциплинарные церковные предписания, которые базируются на монашеском взгляде на жизнь. За таким воззрением кроется все то же непонимание сути монашеской жизни и монашеского делания. Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом, взяв за основу наших размышлений отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 23.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Вполне предсказуемо, что в этом отрывке мы ничего не услышали о монашестве. Предсказуемо это по той простой причине, что во всем Священном Писании о монашестве не сказано ни слова. Христова речь была обращена к фарисеям, которые, как это явствует из евангельских слов, чрезмерно много внимания уделяли внешним формам проявления своего почитания Бога, но при этом забывали о сути такового почитания. У фарисеев были свои причины так поступать, и причины эти заключались в том, что фарисеи жили самой обычной обывательской жизнью, следовательно, они были вынуждены постоянно отвечать на вопрос о том, каким образом в рамках повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности: надо постараться сделать так, чтобы все сферы жизни человека были пронизаны памятью о Боге, для этой цели необходимо жизнь регламентировать таким образом, чтобы в ней не осталось того места, которого бы не коснулся изложенный в Священном Писании Закон Божий. А потому необходимо платить десятину и с пряных трав несмотря на то, что в Писании об этом ничего не сказано. Христос в Своей речи упомянул это как крайне негативный пример, вместе с этим Он сказал о том, что вместо десятин надлежит думать о сути Закона, то есть о справедливости, о милосердии и о вере.
Собственно, монашество зародилось именно как стремление исполнить эти Христовы слова, изначально люди уходили из общества ради того, чтобы сосредоточиться на главном: на справедливости, на милосердии и на вере, и не думать ни о чем ином. Со временем это стремление стало восприниматься как некий идеал христианской жизни, каковым оно, собственно, и является. Впрочем, для того, чтобы осуществить этот идеал, вовсе нет необходимости отрекаться от всего и от вся с последующим уходом в пустыню или же в глухой лес, история христианства показала, что можно и по-другому, можно оставаться в привычном окружении, но изменить целеполагание своей жизни, а именно: перестать сосредотачивать внимание на внешнем и на том, что кажется важным нехристианскому миру, и обратить свой взор на становление внутреннего человека по тому образцу, который дал нам Христос. И здесь опыт жизни монахов может очень пригодиться, потому что монахами и идеальными христианами их сделал вовсе не образ жизни и не специфические одежды, а внутреннее устроение с Евангелием как центром жизни и со стремлением к соединению со Христом как ее смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим слова Христа, обращённые к книжникам и фарисеям. Спаситель говорит, что они оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру и вместо этого исполняли множество внешних предписаний, считая, что этого будет достаточно.
На первый взгляд может показаться странным, как разумные люди, желавшие исполнять закон и быть угодными Богу, могли совершить такую ошибку и пренебречь главным в пользу второстепенного? На самом же деле ничего странного в этом нет. Закон, который Господь дал людям, был призван воспитать их волю и изменить их сердце. Для развращённого человека все заповеди были по-своему трудны, но трудность их была разной, ведь одни затрагивали человека лишь внешне, а другие — внутренне. Например, бывает трудность, связанная с физическим напряжением. Никто не будет спорить, что работа грузчика сложна. Бывает блюдо, сложное в приготовлении. Множество ингредиентов, которые необходимо правильно подобрать, подготовить, соединить в нужной пропорции... Иногда от каких-то сущих мелочей зависит, получится оно или нет. Свои сложности бывают в работе врача, учёного и любого другого человека. Но возьмём человека гордого и дадим ему выбор между внешне сложной работой и необходимостью попросить прощения. И он будет грузить тяжёлые вещи, биться над решением сложных задач, раз за разом готовить блюдо, которое не выходит, но прощения просить не будет. Потому что все эти внешние трудности не касаются его сердца, а смирение и просьба о прощении касается его напрямую.
В этом смысле выбор книжников и фарисеев вполне очевиден. Они, конечно, были людьми по-своему верующими и не отвергали сознательно закона Божьего. Просто отделить десятину от урожая специй оказывалось легче, чем проявить справедливость в спорном деле, особенно если ты его участник... скрупулёзно разбирать семена тмина легче, чем быть милостивым к тому, кто виновен против тебя... и в итоге все эти внешние подвиги оказываются легче, чем жизнь по вере.
В наши дни любой христианин знает путь, который избрали книжки и фарисеи, ошибочен. Как кажется, в Новом Завете сказано об этом столько, что ни у кого не остаётся сомнений... При это многие, исповедуясь, больше переживают о том, что они не прочитали молитв или не точно соблюли пост, чем о том, что они не попросили прощения и не простили сами. В Ветхом Завете существовали молитвы и посты. Но Христос назвал важнейшим в законе суд, милость и веру. Значит ли это, что Спаситель отвергал молитву и пост? Естественно, нет. Просто он понимал, что без внутреннего не будет смысла и во внешнем.
Но почему же важнейшим в законе названы именно суд, милость и вера? Разве не любовь важнее всего? Конечно, любовь! И Спаситель Сам ни раз об этом говорил. Но что такое любовь? Одни скажут, что это чувство, другие назовут её состоянием воли, но и те, и другие согласятся, что она должна проявляться в действии. Так вот в библейском смысле действовать по любви означает поступать по заповедям, то есть судить обо всём справедливо, быть милостивым к людям и верить в Бога.
Читать далее
священник Стефан Домусчи