Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди множества соцопросов, к сожалению, нет такого, который был бы посвящён осмыслению нашими современниками монашества. Впрочем, из общих соображений и наблюдений за жизнью общества можно предположить, что такой соцопрос дал бы не самые утешительные результаты, наверняка оказалось бы, что очень многие люди строят своё представление о монашестве на основании различного рода слухов, баек, легенд и карикатурных образов, и в целом относятся к монахам как к существам непонятным, а потому и подозрительным. Интересно, что такое отношение характерно и для определенной части церковного общества, в котором все чаще звучит мнение, будто бы монашество повлияло на христианство не самым лучшим образом, в частности, критике подвергаются различные дисциплинарные церковные предписания, которые базируются на монашеском взгляде на жизнь. За таким воззрением кроется все то же непонимание сути монашеской жизни и монашеского делания. Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом, взяв за основу наших размышлений отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах.

Глава 23.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Вполне предсказуемо, что в этом отрывке мы ничего не услышали о монашестве. Предсказуемо это по той простой причине, что во всем Священном Писании о монашестве не сказано ни слова. Христова речь была обращена к фарисеям, которые, как это явствует из евангельских слов, чрезмерно много внимания уделяли внешним формам проявления своего почитания Бога, но при этом забывали о сути такового почитания. У фарисеев были свои причины так поступать, и причины эти заключались в том, что фарисеи жили самой обычной обывательской жизнью, следовательно, они были вынуждены постоянно отвечать на вопрос о том, каким образом в рамках повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности: надо постараться сделать так, чтобы все сферы жизни человека были пронизаны памятью о Боге, для этой цели необходимо жизнь регламентировать таким образом, чтобы в ней не осталось того места, которого бы не коснулся изложенный в Священном Писании Закон Божий. А потому необходимо платить десятину и с пряных трав несмотря на то, что в Писании об этом ничего не сказано. Христос в Своей речи упомянул это как крайне негативный пример, вместе с этим Он сказал о том, что вместо десятин надлежит думать о сути Закона, то есть о справедливости, о милосердии и о вере.

Собственно, монашество зародилось именно как стремление исполнить эти Христовы слова, изначально люди уходили из общества ради того, чтобы сосредоточиться на главном: на справедливости, на милосердии и на вере, и не думать ни о чем ином. Со временем это стремление стало восприниматься как некий идеал христианской жизни, каковым оно, собственно, и является. Впрочем, для того, чтобы осуществить этот идеал, вовсе нет необходимости отрекаться от всего и от вся с последующим уходом в пустыню или же в глухой лес, история христианства показала, что можно и по-другому, можно оставаться в привычном окружении, но изменить целеполагание своей жизни, а именно: перестать сосредотачивать внимание на внешнем и на том, что кажется важным нехристианскому миру, и обратить свой взор на становление внутреннего человека по тому образцу, который дал нам Христос. И здесь опыт жизни монахов может очень пригодиться, потому что монахами и идеальными христианами их сделал вовсе не образ жизни и не специфические одежды, а внутреннее устроение с Евангелием как центром жизни и со стремлением к соединению со Христом как ее смыслом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!