Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Матфея, Глава 17
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кому из верующих людей не приходилось слышать претензий, которые предъявлялись к духовенству, к работникам храмов, и просто к мирянам. Конечно, наше несовершенство может смутить приходящих людей и действительно оттолкнуть их от Христа. Но как ещё могут отреагировать приходящие в храм, кроме того, чтобы развернуться и уйти? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 17.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Этим летом я слышал историю о том, как одна женщина, пришедшая исповедоваться и рыдающая у аналоя, услышала от священника, что ей пора заканчивать, так как храм закрывается. Суть истории сводилась к тому, что священник оказался бессердечным, был не способен её выслушать и хоть как-то помочь. Необходимость проявлять снисхождение к людям, особенно в подобных случаях настолько очевидна, что об этом нечего и говорить. Впрочем, я далёк от того, чтобы делать какие-то выводы о священнике, ведь я не знаю, ни причины его слов, ни интонации, с которыми они могли быть сказаны. О поступках людей нельзя судить, особенно если мы слышим историю в пересказе одного из участников. Только Бог-сердцеведец знает состояние сердца, когда человек совершает тот или иной поступок, а нам всегда лучше смотреть на себя.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как отец приводит ко Христу своего бесноватого сына. Звучит ли в его словах жалоба на апостолов или он просто объясняет Спасителю, что пытался не беспокоить Его и обращался к ученикам, мы не знаем. По такой короткой фразе сказать это трудно. Одно очевидно — апостолы оказались бессильны, но это не повлияло на доверие, пришедшего ко Христу. Из Евангелия мы знаем, что Спаситель дал ученикам власть над нечистыми духами. Знаем, что бесы им подчинялись и что в этот раз ученики ничего не смогли с ними сделать. А, может быть, даже и не пытались, потому что не поверили в возможность исцеления. Так или иначе, человек, обратившийся к ним и не получивший никакой помощи от учеников, не разочаровался во Христе, но пришёл к Нему и обратился за помощью. И не только обратился, но и получил её.

Что понимал этот человек, чего часто не понимаем мы? За учениками и апостолами всегда стоит их Учитель Христос, к которому в итоге должно быть наше обращение. В этот раз ученики проявили неверие в силу Божию, в другой не пустили к Спасителю родителей с детьми, а однажды кто-то из Его спутников не пускал к Нему слепца, просящего о помощи. И что же мы видим? Всякий раз в итоге люди всё равно ко Христу попадают, не распространяя неправильное поведение учеников на их Учителя. Справедливости ради стоит заметить, что женщина, с которой я говорил, поступила похожим образом. Поведение конкретного человека не отвратило её от Бога и не привело к разочарованию в Церкви.

Все мы лишь проходим путь ученичества. Нас может смутить поведение священника или любого сотрудника храма, так что мы будем очень возмущены. Однако со своей стороны будем помнить пример человека, пришедшего ко Христу со своим сыном. Столкнувшись с бессилием учеников, он не разочаровался, но продолжил искать встречи со Христом, понимая, что главная встреча — это встреча с Ним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Деяний святых апостолов приводит множество описаний исцелений и даже воскрешений, совершенных апостолами. Эти описания совершенно замечательно ложатся в общую ткань повествования, на фоне описанного в книге Деяний духовного подъёма они смотрятся гармонично и естественно. Складывается ощущение, что исцеления давались апостолам без особого труда: стоило им только сказать слово или же прикоснуться, как человек тут же становился здоров. Мы не находим в этих описаниях того напряжения, которое было, к примеру, в рассказах о схожих чудесах древних пророков Илии и Елисея. В Евангелии мы видим несколько иную картину: иногда апостолы могли исцелять, иногда у них это не получалось. Очевидно, что произошло какое-то радикальное изменение. Но какое именно? Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос через рассмотрения отрывка из 17-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.

Глава 17.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Этот евангельский рассказ недвусмысленно свидетельствует, что ученики Христовы не смогли исцелить больного ребёнка. Самих учеников чрезвычайно поразила их собственная слабость, и это понятно: до этого случая у них не возникало подобных проблем, Христос сказал им исцелять, и они исцеляли, они успешно действовали по слову Христову: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Евангелие от Луки передаёт радость апостолов от их успехов такими словами: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10:17).

Но здесь что-то пошло не так, что-то изменилось. По какой-то причине апостолы не смогли сделать то, что множество раз успешно делали до этого.

Сам же Христос объяснил причину, по которой апостолы не смогли помочь мальчику, очень просто: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). И это звучит довольно странно, ведь то, что было ранее, ясно свидетельствует о надлежащей вере апостолов, а потому то они и могли совершать удивительные чудеса. Но несмотря на это мы слышим Христов упрёк в неверии.

После Христова Воскресения ситуация изменилась: у нас нет свидетельств того, что апостолы не смогли кому бы то ни было помочь. Из этого можно сделать вывод о существовании как минимум двух типов или же двух уровней веры: первая — та, которая была у апостолов до Христова Воскресения, вторая — та, которую они обрели лицом к лицу встретившись с Христом Воскресшим. В первом случае вера апостолов была несовершенной, на это указывает их непонимание Христовых слов о грядущих Страданиях, Смерти и Воскресении Спасителя. После же Воскресения вера апостолов обрела свою полноту, они перестали сомневаться, перестали не понимать, перестали бояться, такая вера стала возможна благодаря личной встрече с Христом Воскресшим и содействию благодати Духа Святого. И эта вера была совершенной, потому то апостолы и перестали сталкиваться с невозможностью кого-либо исцелить.

Конечно, Христовы ученики были в уникальной ситуации: они имели возможность видеть Христа Воскресшего лично. Но у нас есть примеры и иного рода, самый яркий из которых — апостол Павел, он ни разу не встречался со Спасителем в физическом мире, но Господь Сам открыл Ему Себя, и апостол Павел стал силой веры неотличим от всех прочих апостолов. Подобное происходило и со множеством святых, им тоже Господь открывал Себя так, что их вера становилась совершенной и действенной. Значит, Христос может привести к такой вере любого человека, а потому стоит всеми силами жаждать ее, искать и молиться о ее даровании.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю об исцелении Христом бесноватого отрока. Судя по многочисленным евангельским упоминаниям, к Спасителю нередко приводили бесноватых, которые получали помощь буквально от одного Его прикосновения. Впрочем, некоторые случаи евангелисты выделяли особенным образом и рассказывая о них подробнее, чем обычно. Причём, делали они это, несмотря на то, что их собственный образ оказывался совсем неприглядным.

Обычно, когда люди пересказывают какие-то истории, которые с ними случались, они говорят о том, что у них получилось, в чём они оказались состоятельны. Однако апостолы поступали совершенно иначе. Они рассказывали о ситуациях собственного бессилия, но передавали также слова Христовы, которые не делали их трудное положение окончательным и открывали перспективу исправления жизни.

Итак, некий человек приводит к Иисусу Христу своего бесноватого сына и жалуется, что ученики не смогли его исцелить. Спаситель в свою очередь сетует на неверность и развращённость людей, на их тяжёлое падшее состояние и затем исцеляет отрока. Ни отца, ни самого бесноватого Он при этом ни о чём не спрашивает. Возможно, именно к отцу относятся горестные слова возмущения, а отрок болен с детства и не может за себя отвечать. Его исцеление — акт чистого снисхождения и милосердия.

После изгнания беса апостолы подходят к Иисусу и наедине спрашивают Его о причине своего бессилия. Тот отвечает им, что дело в неверии. Более того, чтобы подчеркнуть, насколько их вера мала, Он говорит, что если бы она была хотя бы с горчичное зерно, то есть с самое малое из зёрнышек, они не то, чтобы исцелять могли... Они могли бы двигать горами.

Скептики сразу хмурятся и говорят, что такие чудеса невозможны... Однако вместо того, чтобы раздумывать над этим с точки зрения геологии, надо посмотреть на это с точки зрения богословия. Люди, которые уже довольно долго пребывают со Христом, называются Им неверующими, потому что по сравнению с их верой, малейшая вера смогла бы сотворить чудеса. Но как же это возможно?

Как известно, для иудеев вера должна была быть не просто интеллектуальной убеждённостью в существовании Божием, но глубокой личной связью с Творцом, Который являлся центром их жизни. Не верить в Бога значило не просто отрицать Его существование, но и считать центром собственной жизни себя.

К апостолам пришёл отец страдающего ребёнка и просил их о милости и исцелении, и они ничего не смогли сделать, потому что им не хватило веры. В исцелении они надеялись на себя и свои собственные силы. И, естественно, оказались бессильны. Бессильны в первую очередь в том, чтобы подвинуть в сторону свою самость и дать место Богу.

Призывая апостолов к подлинной вере, Спаситель не ждал от них того, чтобы они научились передвигать реальные горы, ведь главная гора, которую мы должны сдвинуть, это гора нашей самости, помещающаяся в сердце. Сдвинув её, человек действительно оказывается способен совершать чудеса. Ведь жизнь по воле Божией в мире, полном грехов, и есть главное чудо, к которому оказывается призван каждый человек.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для полноты понимания этого евангельского отрывка необходимо помнить о его контексте: Христос и Его ученики «пришли к народу» сразу после события Преображения Господня. Незадолго до этого апостолы Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями абсолютно уникальной истории, ведь ни до Преображения, ни после ничего подобного не происходило, Господь Иисус Христос не представал перед учениками в преображенном облике, ученики никогда не видели, чтобы Его одежды «сделались белыми, как свет», а лицо Его «просияло, как солнце» (Мф. 17:2), и чтобы Он беседовал с великими пророками прошлого. Никогда апостолы не переживали и такого чистого возвышенного восторга, как на горе Преображения.

Но сразу после того, как они сошли с горы, им пришлось столкнуться с вполне заурядными человеческими бедами и с проявлениями духовной слабости. Возможно, что именно этим контрастом вызвана так сильно травмирующая многих читателей Евангелия реплика Христа Спасителя: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?».

Толкователи расходятся во мнении, к кому именно были обращены эти слова. Только к апостолам? Или же вообще ко всем израильянам? Или вовсе ко всему человечеству, неспособному к жизни по вере? У каждого толкователя есть свои аргументы, а существование разных предположений на этот счет позволяет нам самим без всякого ущерба для истины выбирать то прочтение, которое кажется наиболее достоверным.

Из дальнейшего евангельского повествования мы узнаём, что Христос на вопрос учеников о том, почему они сами не смогли помочь больному ребенку, дал ответ из двух частей: в первой Он сказал о недостатке веры — не у кого-то иного, а у апостолов, ведь во второй части Своего ответа Господь именно ученикам сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Сопоставляя реплику о роде неверном и развращённом с последующим диалогом с учениками, можно сделать вывод, что и замечание Христа было также адресовано апостолам.

На последнем обстоятельстве стоит остановиться особо. Ни для кого не секрет, что сегодня многие христиане готовы давать советы другим людям в сложных жизненных обстоятельствах. Советы эти, как кажется, базируются на Евангелии, среди них можно услышать и прекрасный совет молиться и поститься. Но вот в чем дело: Христос эту рекомендацию обращает не к страдающему ребенку и ни к его отцу, а к тем, к кому отец мальчика обратился за помощью. Это ученикам не хватило веры, молитвы и поста для того, чтобы исцелить ребенка. Об этом стоит помнить, и всякий раз, когда к нам обращаются за помощью, если на ум не идет ничего лучшего, чем совет о молитве и посте, то этот совет не стоит изрекать вовне, его стоит обратить к самим себе и постараться его исполнить, с тем, чтобы в дальнейшем суметь оказать требуемую помощь.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
01.09.2024воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****