Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 14-23
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Деяний святых апостолов приводит множество описаний исцелений и даже воскрешений, совершенных апостолами. Эти описания совершенно замечательно ложатся в общую ткань повествования, на фоне описанного в книге Деяний духовного подъёма они смотрятся гармонично и естественно. Складывается ощущение, что исцеления давались апостолам без особого труда: стоило им только сказать слово или же прикоснуться, как человек тут же становился здоров. Мы не находим в этих описаниях того напряжения, которое было, к примеру, в рассказах о схожих чудесах древних пророков Илии и Елисея. В Евангелии мы видим несколько иную картину: иногда апостолы могли исцелять, иногда у них это не получалось. Очевидно, что произошло какое-то радикальное изменение. Но какое именно? Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос через рассмотрения отрывка из 17-й главы Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.
Глава 17.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
Этот евангельский рассказ недвусмысленно свидетельствует, что ученики Христовы не смогли исцелить больного ребёнка. Самих учеников чрезвычайно поразила их собственная слабость, и это понятно: до этого случая у них не возникало подобных проблем, Христос сказал им исцелять, и они исцеляли, они успешно действовали по слову Христову: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Евангелие от Луки передаёт радость апостолов от их успехов такими словами: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк. 10:17).
Но здесь что-то пошло не так, что-то изменилось. По какой-то причине апостолы не смогли сделать то, что множество раз успешно делали до этого.
Сам же Христос объяснил причину, по которой апостолы не смогли помочь мальчику, очень просто: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). И это звучит довольно странно, ведь то, что было ранее, ясно свидетельствует о надлежащей вере апостолов, а потому то они и могли совершать удивительные чудеса. Но несмотря на это мы слышим Христов упрёк в неверии.
После Христова Воскресения ситуация изменилась: у нас нет свидетельств того, что апостолы не смогли кому бы то ни было помочь. Из этого можно сделать вывод о существовании как минимум двух типов или же двух уровней веры: первая — та, которая была у апостолов до Христова Воскресения, вторая — та, которую они обрели лицом к лицу встретившись с Христом Воскресшим. В первом случае вера апостолов была несовершенной, на это указывает их непонимание Христовых слов о грядущих Страданиях, Смерти и Воскресении Спасителя. После же Воскресения вера апостолов обрела свою полноту, они перестали сомневаться, перестали не понимать, перестали бояться, такая вера стала возможна благодаря личной встрече с Христом Воскресшим и содействию благодати Духа Святого. И эта вера была совершенной, потому то апостолы и перестали сталкиваться с невозможностью кого-либо исцелить.
Конечно, Христовы ученики были в уникальной ситуации: они имели возможность видеть Христа Воскресшего лично. Но у нас есть примеры и иного рода, самый яркий из которых — апостол Павел, он ни разу не встречался со Спасителем в физическом мире, но Господь Сам открыл Ему Себя, и апостол Павел стал силой веры неотличим от всех прочих апостолов. Подобное происходило и со множеством святых, им тоже Господь открывал Себя так, что их вера становилась совершенной и действенной. Значит, Христос может привести к такой вере любого человека, а потому стоит всеми силами жаждать ее, искать и молиться о ее даровании.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов