Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Инертность человеческого мышления, а также ошибки при вынесении нами суждений, — это своего рода общее место современных исследований в области когнитивной науки. Конечно же, инертность и ошибки — это исконные спутники человечества, таковыми они стали тогда, когда наши прародители решили выйти из послушания своему Творцу. Если же мы хотим исправить своё сознание, мы должны обратиться к Богу, и тогда искажения в восприятии реальности будут сведены к минимуму. Впрочем, сказать это значительно проще, чем осуществить на практике, а потому в Евангелии мы можем найти массу примеров ошибочных умозаключений, сделанных последовавшими за Христом людьми — Его апостолами. Один из таких примеров содержится в 17-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке описаны два напрямую не связанных друг с другом эпизода: первый затрагивает приватную беседу апостолов со Христом, а второй касается помощи одержимому ребёнку. Однако, в обоих этих евангельских эпизодах мы видим нечто общее: ученики Христовы не понимают тех вещей, которые должны быть им очевидны.
Сначала они хотят прояснить слова иудейских книжников относительно прихода пророка Илии. Вообще, надо сказать, что Илия — очень важный персонаж иудейской эсхатологии, помимо не вошедших в Ветхий Завет книг, об Илие как предвестнике дня Господня говорит библейская книга пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Ну а день Господень — это весьма многозначное библейское понятие, но чаще всего оно указывает на пришествие Христово, и, конечно, апостолы прекрасно об этом знали. Получается, что Господни ученики, с одной стороны, верили во Христа, с другой, — не понимали, каким образом согласовать веру с пророчеством книги Малахии, хотя ответ на их недоумение довольно прост, и для христиан совершенно очевиден: корректно толковать Священное Писание можно, только исходя из веры во Христа, потому как Сам Господь сказал, что Писания свидетельствуют о Нем (см. Ин. 5:39), Он — ключ к пониманию абсолютно всех библейских слов.
Следующий эпизод услышанного нами сегодня евангельского отрывка повествует о неспособности учеников исцелить больного ребёнка. Здесь мы слышим упрёк, произнесённый Христом: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Это одни из тех евангельских слов Спасителя, относительно адресата которых у толкователей нет единого мнения, кто-то считает, что они были обращены к народу, а кто-то полагает, что такую незавидную характеристику Господь дал ученикам, возможен и третий вариант: человечество вообще — «род неверный и развращённый», и каждому из этих предположений сложно что-либо противопоставить.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский полагал, что Свои слова Господь обращал к ученикам, ведь именно они, имея всё знание и всю власть, не смогли исцелить страдающего ребёнка, и причина тому, по мнению праведного Иоанна, — недостаточная убеждённость учеников в божественном всемогуществе Спасителя. Апостолы всё видели и всё знали, но тем не менее не могли в полной мере поверить, им мешали те самые внутренние установки и ошибки мышления, которые зачастую мешают и нам. В конечном итоге их избавил от пленения человеческим падшим разумом Дух Святой, дай Бог, чтобы и нас Он освободил от блуждания во тьме неверия и непонимания спасительных евангельских слов Господа нашего Иисуса Христа!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист