Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 10-18

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Инертность человеческого мышления, а также ошибки при вынесении нами суждений, — это своего рода общее место современных исследований в области когнитивной науки. Конечно же, инертность и ошибки — это исконные спутники человечества, таковыми они стали тогда, когда наши прародители решили выйти из послушания своему Творцу. Если же мы хотим исправить своё сознание, мы должны обратиться к Богу, и тогда искажения в восприятии реальности будут сведены к минимуму. Впрочем, сказать это значительно проще, чем осуществить на практике, а потому в Евангелии мы можем найти массу примеров ошибочных умозаключений, сделанных последовавшими за Христом людьми — Его апостолами. Один из таких примеров содержится в 17-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.

Глава 17.

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

В только что прозвучавшем евангельском отрывке описаны два напрямую не связанных друг с другом эпизода: первый затрагивает приватную беседу апостолов со Христом, а второй касается помощи одержимому ребёнку. Однако, в обоих этих евангельских эпизодах мы видим нечто общее: ученики Христовы не понимают тех вещей, которые должны быть им очевидны.

Сначала они хотят прояснить слова иудейских книжников относительно прихода пророка Илии. Вообще, надо сказать, что Илия — очень важный персонаж иудейской эсхатологии, помимо не вошедших в Ветхий Завет книг, об Илие как предвестнике дня Господня говорит библейская книга пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Ну а день Господень — это весьма многозначное библейское понятие, но чаще всего оно указывает на пришествие Христово, и, конечно, апостолы прекрасно об этом знали. Получается, что Господни ученики, с одной стороны, верили во Христа, с другой, — не понимали, каким образом согласовать веру с пророчеством книги Малахии, хотя ответ на их недоумение довольно прост, и для христиан совершенно очевиден: корректно толковать Священное Писание можно, только исходя из веры во Христа, потому как Сам Господь сказал, что Писания свидетельствуют о Нем (см. Ин. 5:39), Он — ключ к пониманию абсолютно всех библейских слов.

Следующий эпизод услышанного нами сегодня евангельского отрывка повествует о неспособности учеников исцелить больного ребёнка. Здесь мы слышим упрёк, произнесённый Христом: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Это одни из тех евангельских слов Спасителя, относительно адресата которых у толкователей нет единого мнения, кто-то считает, что они были обращены к народу, а кто-то полагает, что такую незавидную характеристику Господь дал ученикам, возможен и третий вариант: человечество вообще — «род неверный и развращённый», и каждому из этих предположений сложно что-либо противопоставить.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский полагал, что Свои слова Господь обращал к ученикам, ведь именно они, имея всё знание и всю власть, не смогли исцелить страдающего ребёнка, и причина тому, по мнению праведного Иоанна, — недостаточная убеждённость учеников в божественном всемогуществе Спасителя. Апостолы всё видели и всё знали, но тем не менее не могли в полной мере поверить, им мешали те самые внутренние установки и ошибки мышления, которые зачастую мешают и нам. В конечном итоге их избавил от пленения человеческим падшим разумом Дух Святой, дай Бог, чтобы и нас Он освободил от блуждания во тьме неверия и непонимания спасительных евангельских слов Господа нашего Иисуса Христа!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!