Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам когда-либо оказаться жертвой манипулятивного поведения? Если да, то вы по-особому сможете проникнуться отрывком из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Перед нами — целый букет манипуляций, которые в итоге привели к непоправимой трагедии — убийству праведника. Но для начала надо уточнить, что именно я имею в виду под «манипуляцией».
Итак, манипуляция — это форма психологического воздействия, при которой некто стремится скрытно влиять на поведение, мысли или чувства другого человека ради достижения собственных целей. Ключевое в манипуляции — скрытность, управление поведением другого, предпочтение собственных интересов вопреки желаниям и настрою «жертвы». Главные инструменты — это обман, эмоциональное давление, жонглирование навязываемыми мотивами.
Теперь внимательнее посмотрим, что же происходит во дворце Ирода. Иродиада использует свою дочь как инструмент для достижения желанной цели —устранения Иоанна Крестителя. Она наущает дочь попросить голову Иоанна, зная, что Ирод дал клятву и будет вынужден её исполнить.
При этом Иродиада хорошо понимает, что Ирод не хочет убивать Иоанна из-за страха перед народом, да и потому, что имеет к речам Иоанна определённый интерес. Тогда она использует эмоциональное давление на Ирода через свою дочь, чтобы заставить пойти его пойти против собственной воли. Ещё одна манипуляция!
Дочь Иродиады танцует перед собранием, угождая Ироду и его гостям. Её танец настолько впечатляет Ирода, что он обещает дать ей всё, что она пожелает. Перед нами — классический пример использования обаяния для манипуляции.
И вот Ирод оказывается в ловушке: он, несмотря на своё нежелание убивать Иоанна, не может теперь не исполнить просьбу дочери Иродиады из-за клятвы, данной перед гостями. Иродиада, прекрасно зная о слабых местах своего мужа, мастерски́ обвела его вокруг пальца — и заставила сделать то, что давно замыслила — вопреки его воле.
Сегодня мы живём в пространстве, где манипуляции встречаются едва ли не на каждом шагу. Есть ли какой-то способ хотя бы минимизировать их воздействие? Я бы предложил вспомнить о заповеди Христа, многократно повторённой в Евангелии: «Бдите и молитесь, да не попадете в искушение!» Бдите — то есть будьте трезвомысленны, внимательны, ничем слишком сильно эмоционально не увлекайтесь — а как только почувствовали, что начинает в какую-то сторону «заносить» — сразу же удаляйтесь от предмета мнимого «вдохновения»: внутри тотчас должна вспыхнуть сигнальная красная лампочка: манипуляция! Манипуляция! Манипуляция! Человек, который внимателен ко всему, что происходит в его душе, достаточно быстро может научиться различать эти манипуляции прежде всего по сильному эмоциональному отклику — и, вооружившись искренней молитвой, сможет и остановить разливающийся морок вторжения чужой недоброй воли в свою жизнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСовесть — одно из важных явлений духовной жизни человека. Зачем она нам дана и как она работает? Тот отрывок из 14 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, посвящён именно этой теме. Давайте послушаем.
Глава 14.
1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Только что прозвучавший отрывок рассказывает о том, как иудейский правитель Ирод убил Иоанна Крестителя. Примечательно вступление к этой истории. Ирод слышит молву об Иисусе Христе, Который совершает чудеса. И первая мысль, которая приходит Ироду в голову, — это мысль об убитом им Иоанне. «Это Иоанн воскрес из мёртвых», — думает он. Довольно необычная логика. Ведь можно было подумать обо всём, что угодно, но Ирод выбирает самый фантастический и невероятный вариант. Обезглавленный воскрес и живёт среди людей. Это странное предположение, сделанное Иродом, красноречиво свидетельствует о его душевном состоянии. Его мучает совесть. Все его мысли о совершённом преступлении. Из-за этого все события в сознании Ирода так или иначе намекают на его подлый поступок. Его душу грызут тревоги, страхи, беспокойства и, как говорил классик, «мальчики кровавые в глазах». Святитель Феофан Затворник, рассуждая на эту тему, точно диагностирует: «Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От неё не спрячешь бессовестных дел, суда её ничем нельзя поправить». И далее святитель Феофан объясняет, что голос совести — это голос Бога, который живёт в каждом человеке. Это дар, который дан нам от рождения. Как стрелка компаса всегда указывает на север, так и голос совести помогает человеку не сбиться с верного пути. Если же он ушёл с курса, то она побуждает его вернуться на ту дрогу, которая ведёт к Богу.
Но давайте отметим ещё один важный момент. Тот факт, что в голове Ирода стали возникать совершенно странные мысли, свидетельствует о его огромном душевном напряжении. Внутри у него словно кипящий паровой котёл, у которого сломался клапан сброса избыточного давления. Причина этого напряжения очевидна — Ирод всеми силами стремится заглушить упрёки совести. Не хочет признать свой грех. Всячески оправдывает себя. И тем самым доходит до полубезумного состояния.
Так почему бы не сбросить напряжение? Почему бы не признать свою неправоту и покаяться? Дело в том, что покаяние это не просто признание греховного проступка. Это осознание того, что тот курс, которому ты следовал до этого в своей жизни, был неверный. Это готовность к кардинальным переменам. И это всегда шаг в огромную душевную боль, которая неизбежно наполняет человека, действительно признавшего свой грех. Инстинктивно Ирод ощущает это. А потому он и глушит голос совести, всеми силами стремится сохранить комфорт в душе, комфорт вокруг себя, придумывая всяческие оправдания. Однако по факту лишь ещё больше усугубляет своё болезненное состояние. Грань с безумием становится здесь весьма тонкой.
Всякий из нас совершал в своей жизни нечто, что признать и принять очень тяжело. Больная самость выстраивает в нашей голове хитроумную систему оправданий лишь бы заглушить всякие мысли об этом. Она создаёт истории, которые ей выгодны. Замазывает, ретуширует, перевирает подробности обстоятельств, которые привели к падению. Так мы снимаем с себя ответственность и перекладываем её на людей, обстоятельства, на Бога. Так мы глушим голос совести. Но напряжение в котле растёт. Душу наполняют тревоги, беспокойства, страхи. Вплоть до эмоциональных срывов. Евангелие призывает нас быть безжалостно честными перед собой. Посмотреть на себя без прикрас. Шагнуть в эту боль. Не будем её бояться. Ведь страдаю не я настоящий. Это страдает мой больной эгоизм. Это рушатся стены самооправдания, которые я построил вокруг себя и которыми я огородился от людей и от Бога. Если сделаем этот шаг с доверием Богу и надеждой на Него, то обнаружим, что это боль облегчения и прощения. Именно в ней мы обретаем Творца, Который берёт нас за руку и выводит из этого мрачного места к свету и тихой радости Своего присутствия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов