Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человеку, который смотрит на верующих со стороны, кажется, что в вопросах веры всё должно быть просто. Поверил — живи в соответствии с верой, но так ли всё легко на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, перед нами две притчи: о горчичном зерне и о закваске. Есть ли между ними хоть что-то общее? На первый взгляд кажется, нет. Впрочем, посмотрев внимательно, мы увидим, что их объединяет одна очень важная мысль. В обеих притчах речь идёт о постепенности развития из малого и незаметного в большое и значимое. Как маленькое горчичное зёрнышко вырастает в большое дерево, как небольшая часть закваски сквашивает всё тесто, так нечто на первый взгляд незначительное может захватить человека и преобразить его жизнь. Только для этого важно дать ему время для роста.
Иногда человек приходит в храм и ему говорят: здесь всё просто, вот молитвослов — читай его, вот список грехов — сравни со своей жизнью и то, что увидишь в себе, расскажи священнику, вычитай молитвы и приходи причащаться — это очень помогает в жизни. Сравнить это можно с тем, как если бы мы вручили человеку инструмент, на котором он никогда не играл, и сразу потребовали бы от него виртуозной игры. Очевидно, что подобный подход в сфере музыкальной игры абсурден, но с чего мы решили, что человеческая душа примитивнее музыкального инструмента? Музыкальный инструмент по крайней мере находится в руках, его струны или клавиши осязаемы... А душа? С ней значительно сложнее, ведь даже само её наличие для некоторых совершенно не очевидно.
Христос рассказывает притчи о горчичном зерне и о закваске после притчи о сеятеле и такая последовательность неслучайна. Из притчи о сеятеле ясно, что почва нашей души может быть разной и от её качества зависит, какими будут всходы. Для слушателей это могло стать поводом делать выводы о том, какова почва в душах окружающих людей. Для того, чтобы они этого не делали, Христос в двух сегодняшних притчах говорит о том, что вера в человеке растёт постепенно. Религиозная жизнь — жизнь внутренняя. У неё, конечно, должны быть внешние проявления, ведь и семя постепенно даёт росток, и его тоже становится видно. Ошибка здесь заключается не в том, чтобы ждать плодов, а в том, чтобы ждать их быстро и вообще судить о том, как у других складываются отношения с Богом.
Ведь кроме того, чтобы прийти в храм или взять в руки молитвослов, человек должен прожить своё обращение. В тишине сердца предстать перед Богом и осознать, что бытие Творца значит в его собственной жизни. Встреча с Богом может поставить перед человеком трудные вопросы. Например, вопрос о том, насколько его поступки соответствуют тому, к чему Бог призывает. Со стороны, когда это не твои поступки, можно решить, что навести в них порядок проще простого. Однако, когда с призывом изменить жизнь сталкиваешься сам, оказывается, сделать это крайне трудно. В этот момент к нам приходит или по крайней мере должно прийти осознание того, что мы разные, и Бог, призывая нас к новой жизни, соизмеряет скорость изменений с нашими способностями. Человек, обладая даже малым потенциалом, может духовно возрасти, если будет к этому стремиться. Главное, искренне трудиться и доверять Богу на этом пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой священнослужитель знает, что основная боль приходящих в наши храмы женщин состоит в переживаниях за детей и внуков, а также за других близких и не очень родственников. У кого-то дети ведут себя не самым лучшим образом, чьи-то мужья позиционируют себя богоборцами, ну а в целом милые наши церковные женщины страдают от того, что они оказываются неспособны привести своих близких ко Христу. Они стараются, но у них мало что получается. Нечто подобное про себя самих можем сказать и мы — священнослужители. Мы тоже стараемся проповедовать Евангелие, но нас мало кто слышит, и даже самые талантливые проповедники не в силах набрать количество просмотров своих проповедей хотя бы приблизительно сопоставимое с количеством просмотров видеороликов автомобильных блогеров среднего уровня популярности. Это могло бы нас повергнуть в уныние и апатию, если бы не некоторые слова Христа. Одна из Его обнадёживающих речей звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии, она взята из 13-й главы Евангелия от Матфея.
В Евангелиях мы можем найти двенадцать притч о Царстве Небесном. Только что мы услышали две из них, и обе они говорят о Царстве Небесном как о чём-то малом и едва заметном на первоначальном этапе. Ни горчичное семя, ни закваска не производят какого-то особого впечатления при их визуальном осмотре, но через какое-то время можно увидеть то, во что превращается малое семя или же стать свидетелями действия небольшого количества добавленной в муку закваски.
Легко догадаться, почему Христос использовал такие аналогии. Опыт жизни Церкви показывает, что большинство людей далеко не сразу откликаются на евангельскую проповедь, чаще всего весть о Царстве Божием живёт в нас сокрыто и не оказывает какого-либо влияния на нашу жизнь, но это вовсе не означает, что евангельская весть бездействует, нет, она ждёт своего часа. Конечно, при стечении некоторых обстоятельств горчичное зерно может никогда не прорасти, а закваска не оказать своего действия на муку, такое может случиться, к примеру, при низких температурах окружающей среды. Если же эту аналогию приложить к области духовной жизни, то Царство Небесное окажется бессильным в том случае, если человек «заморозил» своё сердце тяжёлыми грехами, в первую очередь, грехами против Бога. Но, как и в случае с физическими аналогиями Царства Небесного, духовная закваска может начать своё действие тогда, когда температура повысится, когда человек через непростые жизненные уроки вынужден будет начать переосмыслять свою жизнь, и очень важно, чтобы внутри него уже было семя Царства Небесного.
Да, мы не можем изменить кого-либо, кроме себя самих. Но мы можем всеми силами стараться сеять евангельские семена Царства Небесного. Может оказаться, что мы никогда не увидим соответствующих плодов в других людях, но это вовсе не означает их абсолютного отсутствия, они попросту могут быть сокрыты от нас, а могут и проявиться тогда, когда нас уже не станет в физическом мире, а потому наше дело состоит не в том, чтобы думать о плодах, а в самом сеянии семян Христова Царства, в крепкой вере, что с помощью Божией они рано или поздно принесут свой благой плод.
Читать далее
священник Стефан Домусчи