Какие тексты необходимо читать христианину в первую очередь, чтобы как можно успешнее двигаться по пути духовного совершенствования? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Религиозные лидеры еврейского народа были настроены ко Христу враждебно. Вот и сегодня мы слышим, как они в очередной раз возмущаются словами Спасителя. Господь только что сказал, что Он сошёл с небес, что Он готов дать жизнь тем, кто в Него уверует, более того, заявляет, что обязательно воскресит всякого Своего последователя. Для фарисеев всё это страшная провокация, хула, святотатство. Они в бешенстве. «Как смеет Этот Человек идти против веры отцов?» — ропщут они. Откуда же такое неприятие и непонимание? Ведь они же сами ждали Мессию. Ведь тексты Ветхого Завета были полны предсказаний о Христе. И фарисеи прекрасно их знали.
Действительно, о пришествии Мессии говорит вся ветхозаветная традиция. Священные тексты постоянно указывают на те или иные стороны Его личности, Его жизни и Его служения. Однако делается это не в лоб. Пророки не дают конкретных и детальных описаний, как должен выглядеть Мессия, что конкретно Он будет говорить и как именно Он исполнит Свою миссию. Пророчества Ветхого Завета — это не досье из отдела кадров, не документальный репортаж, не техническая инструкция и не полицейский протокол. Скорее, это икона. Образ Мессии на ней дан лишь в самых общих чертах. Это больше походит на эскиз. Кроме того, на этой иконе много условностей. И порой сложно отличить конкретно-историческое от символического. Чтобы правильно прочитать эту икону, необходимо взглянуть на неё под верным углом. К слову, так устроены агамографы, изображения, которые меняются в зависимости от перспективы, с которой мы на них смотрим. Или же это похоже на стереокартинки, где видно, что плоское изображение при определённой фокусировке зрения скрывает объёмную фигуру.
Поэтому, когда фарисеи встретили Христа в реальности, они Его просто не узнали. Их представления о Мессии вошли в резкое противоречие с тем, что они видели перед собой. У них была совсем иная перспектива понимания ветхозаветных пророчеств. Они смотрели на них под иным углом. А потому Спаситель оказался для них богохульником, еретиком и врагом традиции.
Эта ситуация очень важна и для нас с вами. Ведь так же, как фарисеи, в своей духовной жизни мы сильно зависим от текстов традиции. Мы уверены, что именно они подскажут нам, как идти путём веры и впустить в свою жизнь Бога. Отчасти это действительно так. Но не будем забывать, что понимание любого текста, даже самого священного, зависит от нашего восприятия. Для того, чтобы проникнуть в его духовный смысл и получить от него пользу, необходимо взглянуть на него под верным углом.
И Господь намекает сегодня, как это сделать, словами о воскресении. Лишь тот увидит в тексте Писания спасительные смыслы, кто умер ради Христа. То есть тот, кто каждый день старается жить не по своей воле, не в погоне за своей выгодой, а каждый свой шаг сверяет с волей Бога. Писание открывается нам по мере того, как мы во всех своих делах стремимся исполнять заповеди Евангелия. Меньше думаем о себе и больше о тех, кто нас окружает. На этом пути умирает наша больная самость. Наше сердце становится шире и глубже. В нас самих открывается духовное пространство, наполненное радостью и благодатью Светлой Христовой Пасхи. И в этом свете воскресения мы созерцаем мудрость и глубину традиции христианской веры всё более и более чётко и ясно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий