Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Иоанна, Глава 1
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Христос воскресе! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Кому-то это может показаться странным и удивительным, но в день Светлого Христова Воскресения евангельский отрывок, который читается во время торжественного пасхального ночного богослужения, ни слова не говорит о празднуемом ныне событие — о Воскресении Христовом. Пасхальный евангельский отрывок посвящён тому вопросу, к размышлению о котором подводит нас Христово Воскресение: так Кто же Такой Воскресший Христос? Давайте послушаем ответ, который нам даёт звучащий сегодня во время литургии отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна.

Глава 1.

01 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

02 Оно было в начале у Бога.

03 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

04 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

05 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

06 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

07 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

08 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

09 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

В Евангелии от Матфея и в параллельном фрагменте Евангелия от Марка есть вопрос, который Христос адресовал Своим ученикам, Господь спросил, за кого Его почитают люди. Апостолы ответили так: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:14). На этом беседа Христа с учениками не остановилась, и Господь спросил, что же сами апостолы думают о своём Учителе. Ответ дал апостол Пётр: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). Мы можем лишь гадать о том, что именно имел в виду апостол Пётр тогда, когда произносил это своё исповедание. Если следовать евангельскому повествованию, то слова Петра не были в полной мере его собственными, знание о Христе апостолу открыл Бог-Отец (см. 16:17).

Несколько иначе обстоит дело с тем знанием о Христе, которым делится с нами апостол и евангелист Иоанн Богослов: с одной стороны, и ему то, что мы только что услышали, открыл Бог, с другой же стороны, написанное апостолом Иоанном, — это выражение его личного опыта, полученного в общении с Воскресшим Спасителем мира. Иоанн, начиная свою речь о Христе, использует совершенно удивительные понятия, те, которые никто и никогда не применял к человеку, апостол написал, что Христос — творческое Слово Божие, что «всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть», и что в Нём наша жизнь. Без Христа нет ничего, без Христа всё превращается в пустоту, в небытие, а полнота жизни, напротив, во Христе.

Сегодня мы торжествуем жизнь. Но, конечно же, не жизнь в её биологическом смысле, сегодня мы воспеваем Источник жизни — Спасителя мира Христа. Его Воскресение открыло человечеству истину о Нём — мы больше не сомневаемся и не гадаем, теперь мы доподлинно знаем, что «мир чрез Него на́чал быть», и если мы жаждем жизни во всей её полноте, если мы хотим стать причастниками жизни вечной, то у нас есть лишь один путь — Христос, ведь Он — наше воскресение и наша жизнь!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы в теории знает, что тот, кто обладает связями и знакомствами в той или иной сфере, чувствует себя увереннее, чем тот, кто этими связями не обладает. Справедливо или нет, но, судя по всему, так устроены все общества на земле. Но что, если человек обладает связью или тем, что мы назвали бы знакомством, с Самим Богом? Как себя должен чувствовать он? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

01 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

02 Оно было в начале у Бога.

03 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

04 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

05 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

06 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

07 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

08 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

09 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Читая Евангелие, мы привыкаем к тому, что в нём говорится о земной жизни Иисуса Христа, однако текст, который мы услышали сегодня, начинается с истин, которые не относятся к чему бы то ни было на земле, ни к чему, что вообще можно было бы назвать тварным. В первых словах Евангелия от Иоанна мы слышим лаконичное и в то же время неимоверно глубокое описание внутрибожественной жизни, суть которой показана как общение, потому что слово Божее было не просто у Бога, но — дословно — было к Богу.

Однако, чем возвышеннее слова апостола о Слове Божием, тем поразительнее сказанное дальше, ведь Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Бог-Слово как источник жизни, источник света для всех людей воплотился и вошёл в человеческую жизнь. Причём, с одной стороны, Он вошёл не в какую-то рафинированную реальность, не жил во дворце, не стремился избегать трагичности мира. Нет. Свет вошёл в самую настоящую жизнь, с её проблемами, с её греховной тьмой. Но тьма не могла Его объять. С другой стороны, Он не выбирал каких-то особенных людей, не стремился только к избранным, но был просвещением всякого человека, приходящего в мир.

И вот, несмотря на вхождение самого Бога в реальность нашей земной жизни, несмотря на Его готовность просветить каждого человека, Он делает это так, что каждый выбирает сам. Например, были люди, в среде которых Бог родился, но которые Его не приняли. Но были и другие — принявшие Его и получившие власть быть чадами Божиими. И оказалось, что чтобы стать Ему своим, не нужно быть кем-то особенным по рождению. Не нужно быть какой-то особой крови, особого статуса, нужно только решиться и устремиться к новому внутреннему состоянию, к восстановлению духовной жизни, поруганной грехом.

Именно в этом восстановлении внутренней иерархии и обновлении образа Божиего в нас можно найти ответ на поставленный в начале передачи вопрос. Когда человек стремится к связям в обыденном смысле слова, он стремится через эти связи получить хотя бы некоторую причастность к земной власти. Когда мы обретаем связь с Богом, мы перестаём стремиться к обладанию временными благами, временной властью и обретаем власть над самими собой, власть над страстями, уводящими нас от Бога. Мы возвращаемся к Нему, и Он принимает нас как Своих детей.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
05.05.2024воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ