«Мир сотворён Богом из ничего», — гласит один главных постулатов христианской веры. Не было никакой материи или любого другого вещества, совечных Творцу. Начало мира, о котором рассказывает нам Библия, это настоящее начало, старт с совершенно чистого листа. Однако Господь, решив создать мир и человека в нём, не отказался от заботливого попечения о творении. О том и говорит нам отрывок из первой главы Евангелия от Луки, читаемый сегодня, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Бог однажды исключительно свободно сотворил окружающий нас мир и нас в нём. Ровно так же по собственному желанию и по Своей любви к людям Господь две тысячи лет назад послал в мир Своего Божественного Сына — Иисуса Христа. Христос пришёл к нам не как триумфальный правитель. Он не спустился на глазах всего человечества с небес. Сын Божий избрал иной и крайне неудобный путь.
Бог пришёл в мир через неприметную, совсем юную Девушку по имени Мария. Дочь престарелых родителей, воспитанница приюта при Иерусалимском храме, Мария затем оказалась на попечении у престарелого Иосифа. Оба они, Мария и Иосиф, были потомками почти исчезнувшего рода царя Давида. Говорить о своей принадлежности к династии им было нельзя. Ведь жестокий узурпатор трона ветхозаветных царей Ирод Великий ревниво истреблял всех, кто мог поставить под сомнение его власть. Но Господь выбирает для Своего пришествия именно такой, очень сложный путь: родиться в бедности и бесславии.
И всё же событие Благовещения даёт место для удивительной радости в наших сердцах. Мы становимся свидетелями того, как, несмотря на все препятствия, всё сопротивление греховного мира, из маленького семени Божественной благодати начинает расти и распрямляться могучее, крепкое, несгибаемое древо промысла Божия. Ветхозаветный Израиль наконец-то оказывается не внешне, а духовно, по-настоящему готов, чтобы пророчество о пришествии в мир Спасителя начало сбываться. В недрах избранного народа появляется Та, Которая оказывается готова дать человеческое естество Сыну Божьему.
Богоматерь спрашивает у архангела Гавриила, как Она зачнёт Дитя, если не знает Его Отца. Посланник Небес отвечает, что зачатие произойдёт посредством Духа Святого, который сойдёт на Марию или даже изольётся на Неё. Эти слова косвенно указывают на ещё одно излияние Духа, которое состоится позже, в день Пятидесятницы, когда на земле появится Церковь Христова. Но уже здесь и сейчас, в день Благовещения, перезапускается история мироздания. В мир приходит новый Адам — Господь Иисус Христос.
Празднуя Благовещение Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем о первом и удивительном мгновении начала новой эпохи. Божия благодать вернулась к нам. Дальнейшее развитие евангельских событий показало, что Господь не собирался останавливаться на уже совершённом. И Его служение достигло цели, от которой отказался Адам. Небо и земля во Христе соединились, человеческое естество вознеслось во Спасителе на высоту Божественного совершенства. И свет, пришедший к нам через событие Благовещения, не иссякает. Погасить его не способны даже самые лютые грехи и преступления. В их власти лишь отделить нас от благодати Божией, но и то не окончательно. Ведь Господь, вошедший в историю мира в день Благовещения, по-прежнему не лишает нас Своего попечения и делает всё, чтобы мы, подобно Деве Марии, благодарно ответили на Его призыв, став Христовыми со-работниками и проводниками благодати Господней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов