То, что кажется безнадёжным людям, для Бога таковым не является. Так звучит, пожалуй, один из главных тезисов, на которых строится евангельское повествование. И мы с вами в этом сможем убедиться, если вникнем в содержание отрывка из второй главы Евангелия от Марка. Этот текст читается сегодня в православных храмах во время Литургии. Давайте послушаем.
Православное христианство в отличие от некоторых других религиозных течений и гуманистических концепций призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нам нужно не на человеческое миропонимание, а на те принципы, которые даны нам Самим Богом. А Он завещал нам полюбить ближнего, как самого себя. Это означает, что любовь наша должна быть адресована не только тем, кто нам нравится, но и тем, кто оказался в плену грехов и пороков, чья жизнь ассоциируется у нас с чем-то скверным.
На бумаге всё выглядит красиво, а вот на практике дело обстоит значительно сложнее. Как проявить любовь к ближнему, который живёт против заповедей Божиих? Есть ли способ отделить человека от его ошибок? Посмотрим, что в данной ситуации предпринимал Господь Иисус. Благодаря прозвучавшему чтению мы узнали, как состоялось призвание в число апостолов Левия Матфея. Кем же был этот человек? До встречи со Христом он работал мытарем, то есть сборщиком налогов.
Профессия эта во времена Христа имела отвратительную репутацию. Ведь мытари, во-первых, служили оккупационным властям — Римской империи, а потому считались предателями родины. А во-вторых, мытари не получали зарплаты, но прибавляли к налогам свою премию. То есть дополнительно обирали сограждан. На месте Спасителя мы бы, наверное, с презрением прошли мимо Левия Матфея. А может быть и позволили себе слова осуждения в его адрес.
Но Спаситель-то смотрел на людей (и на Матфея в том числе) глазами не человека, а Бога. И Сын Божий увидел в сердце мытаря, презираемого всеми и самим собой, огромное желание изменить жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью и благодарностью откликается на этот призыв. В ином Евангелии — от Луки — говорится, что Левий Матфей накрыл богатый стол у себя дома для Христа и Его спутников.
Трапезу со Спасителем приходят разделить другие мытари и прочие грешники, то есть люди с очень плохой репутацией. Застолье происходит на глазах у довольных фарисеев и прочих представителей религиозной элиты. Они наконец-то получили доказательство того, что Иисус из Назарета — грешник и лицемер. Законники укоряют Христа за то, что Он общается с порочными людьми. Значит — и Он Сам такой!
Но вот как звучит ответ Сына Божьего: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». В Евангелии от Матфея у слов Спасителя есть ещё одна составляющая: «пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы?» Это цитата из книги пророка Осии. Но звучит тут не случайно. Спаситель подобно ветхозаветным пророкам возвещает правду и милость Божию. И идёт Он к тем, кто нуждается в наставлении — как изменить свою жизнь к лучшему?
Законники в таком совете не нуждались. Они себя считали совершенными и спасёнными. А вот мытари и прочие грешники стремились узнать правду Божию и выпутаться из сетей греха. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он возвращал людям их утраченное достоинство. Человек, встретившись со Христом, вспоминал, что по-прежнему любим Богом, что образ Божий в нём ещё жив. Многие грешники покаялись благодаря любви Христовой. Мы призваны быть похожими на Спасителя — видеть в людях лучшее, светлое. И быть проводниками исцеляющей благодати Христовой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов