Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 14-17

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, как часто следует... каяться? Может ли вообще быть некий определённый «регламент» для покаяния? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем отрывок из 2-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Какая прекрасная аналогия дана нам Самим Христом Спасителем, чтобы ответить на поставленный выше вопрос — как часто следует каяться? Ответ очевиден: ровно так же, как и... ложиться в больницу на операцию! Как правило, никто — за исключением уже долго идущих заболеваний и плановых операций — не продумывает, что он, условно, в этом году что-нибудь себе да удалит во время операции. Будет болезнь — будет и больница, но как же хотелось бы, чтобы избежать этого любыми способами!..
Сравнение покаяния и излечения больного помогает нам понять ещё одну важную вещь: больница — это лишь эпизод жизни, но не сама по себе жизнь. В болезни человек не вполне «дееспособен» — особенно, когда госпитализирован. Так же и настоящее, полноценное покаяние схоже с «госпитализацией»: это глубокая перекройка основ, самих принципов жизни, с которой обычная, будничная жизнь крайне сложно сочетается. Поэтому и уезжали раньше для говения в монастыри, или просто дальние уединённые места, чтобы таким образом устроить для себя «духовную госпитализацию» — и вернуться обратно уже в качественно новом состоянии.
Но есть ещё одна деталь, про которую не следует забывать. Встречаются люди, которые... «сбегают» в болезнь от жизни. Которые настолько не могут взять на себя решимость жить — что им проще болеть без конца и края — чтобы таким образом хоть как-то себя оправдывать. Ведь в больнице — и пожалеют, и крыша над головой есть, да и голодным не останешься. Как же таких пациентов не любят врачи — ведь что ни сделай такому «спрятавшемуся в болезнь», какие лекарства ни пропиши — а какая-то новая болячка обязательно, да и появится! Трудно, точнее, практически невозможно излечить подобного «беглеца» от жизни!
Однако и с покаянием случается ровно такая же ситуация: вместо того, чтобы, покаявшись и примирившись с Богом, двигаться дальше, вперёд, к святости — человек словно бы «застревает» в этом сложном состоянии «подраскаянности» — с щемящим чувством самоуничижения и вины. Это чувство похоже на то, что переживает человек при госпитализации: есть определённая «обречённость» — ну что я теперь могу, теперь же я в больнице! С меня и «взятки гладки»!
Один из древнейших текстов раннехристианской письменности, «Пастырь Ерма», очень точно объясняет, почему нельзя «сбегать» в «больницу покаяния» надолго из обычной жизни: «Если же часто будет (человек) грешить и творить покаяние, — не принесёт ему покаяние пользы, ибо с трудом он будет жить с Богом».
Вот для чего и необходимо покаяние как радикальные разворот жизни и духовное исцеление — чтобы «жить с Богом» — а не чтобы окончательно «прописаться» в больнице до конца дней своих!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов