Человеческое сердце, к сожалению, по природе своей непостоянно. Сегодня нам нравится одно, завтра другое. И к первому объекту восхищения мы уже испытываем или равнодушие, или даже вражду. Нечто подобное случилось в отношении Самого Иисуса Христа. О чём и повествует отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.
Обратим внимание на завершающий отрезок прозвучавшего текста — народ слушал Христа с услаждением. Чем же была обусловлена такая реакция? Причина состояла вовсе не в том, что евангельское учение Господа Иисуса согревало сердца слушателей. К сожалению, нет. Услаждение, о котором пишет евангелист Марк, имело в основании злорадство, адресованное фарисеям и прочим законникам. Народ радовался, что наконец-то нашёлся тот, кто оказался умнее этих гордецов, поставил их на место. Таким образом, речь в Писании идёт не о покаянии или духовном преображении, а просто о суетном наблюдении за дискуссией. Чем-то это всё сильно напоминает поведение публики на каком-нибудь ток-шоу.
К счастью, далеко не все слушатели Спасителя показали себя с данной стороны. Нашлись среди них и те, кого проповедь Христова действительно подвигла к покаянному изменению. Таковым, как кажется, становится один из законников. Ответ Спасителя о главной заповеди не просто рационально удовлетворяет этого человека, но заставляет его пересмотреть отношение и к закону Моисея, и к Христову толкованию Ветхого Завета. Законник, по слову Спасителя, духовно приблизился к Царству Небесному. Христос призывает и всю религиозную элиту Иерусалима пересмотреть имеющиеся у неё установки.
Он просит законников задуматься над смыслом содержания пророчества царя Давида: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Эти слова из 109-го псалма традиционно считались указанием на особенности служения грядущего Мессии. Спаситель спрашивает у фарисеев — как же так получается, что Мессия одновременно и сын Давида, и его Господь? Никто из собравшихся ничего ответить не смог. Иудеи ожидали Мессию как потомка Давида, монарха-триумфатора, земного царя, с приходом которого наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Но Иисус считал такие ожидания наивными и просто ложными. Мессия будет не просто Сыном Давидовым, земным наследником великого правителя прошлого, но кем-то неизмеримо большим, а именно сидящим одесную Бога-Отца Сыном Божьим, прославленным Господом всех людей, в том числе и Господом царя Давида.
Фарисеи видели чудеса Христа, а потому в глубине души понимали, что перед ними Сын Божий. Но переступить через гордость и властолюбие не могли. Потому и говорили, что Иисус обманщик, ведь Он отказывался от политической власти. Из-за этого и удалось фарисеям перетащить людей на свою сторону. Ведь то злорадное услаждение толпы, о котором мы говорили в начале, потребовало нового источника. И таковым стало стремление расправиться уже над самим Христом, не оправдавшим возложенных на Него надежд. Не будем же обманываться, не станем выдавать суетную правду этого мира за правду Божию. И тогда Господь убережёт нас от ошибок, исправить которые будет крайне тяжело. Или даже невозможно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов