Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что иногда несказанное звучит громче и убедительнее, чем произнесённое? Давайте внимательно послушаем отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением, и постараемся найти, что же именно оказалось непроизнесённым.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Ну как? Получилось найти отличие? Если вы были внимательны, то не могли не заметить: в перечислении всех благ, которые получат послушавшиеся Христа и оставившие не только материальные блага, но даже и близких родственников, почему-то отсутствует... жена! Перечислены дома, братья, сёстры, мать, дети, земли — но вот жена отсутствует! А если внимательнее посмотреть другие переводы, которые опираются на более тщательное изучение имеющихся кодексов, мы обнаружим там не только отсутствие жены — но и... отца!
Случайна ли такая асимметрия в повествовании? Ведь как было бы риторически красиво целиком запараллелить эти два перечня? Более того — некоторые поздние переписчики, похоже, так и делали — вот почему «отец» в Синодальном переводе всё же присутствует — в отличие от древних текстов! Давайте поразмышляем об этом.
Начнём с отца. Ответ лежит на поверхности — для этого достаточно вспомнить слова Христа из 23-й главы Евангелия от Матфея: "«Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах». Земной отец — существенно отличается от всех других упомянутых лиц — братьев, сестёр, матери, детей — именно тем, что его в принципе невозможно «мультиплицировать», «умножить». Почему мать не оказалась рядом с отцом — очень интересный вопрос, но не будем пока его трогать. Для современников Иисуса отец — фигура однозначно сакральная. Он — центр семьи, он — главный авторитет, он — в прямом смысле источник существования всех остальных членов. Он же — фундамент, крепкое основание дома — недаром в народе говорится, что «бабий дом не стоит» — то есть дом, в котором нет главы мужчины, неустойчив, уязвим, неполноценен.
Но отец — не существует в каком-то метафизическом вакууме, он значим лишь постольку, поскольку является отражением Отца Небесного — Бога. Если он идёт против Бога, становится Его врагом, дерзко преступает заповеди — его «отцовство» быстро оскудевает. Как это на практике происходит, думаю, лучше всего знают дети, у которых отец — в тяжёлой алкогольной или иной зависимости. Едва ли можно найти больше той боли, которую испытывает ребёнок при виде бесчестия и бесславия своего когда-то главного авторитета.
Отец потому и отсутствует в перечислении, что следование за Христом не «увеличивает» число отцов — но соединяет верного Христу с Самым Главным, по сути — Единственным Настоящим Отцом всего бытия. Земной отец, который был всё же образом, отображением Небесного — неизбежно должен уступить своё место Первообразу.
А что же с женой? Почему её в этом перечне тоже нет? Во-первых, механически «умножить» количество «жён» для тех, кто всё и всех оставил — было бы равно пропаганде явного многожёнства. Или ещё хуже — распутства. Но, как мне кажется, здесь есть и более глубокий смысл. Ведь только вместе с женой человек обретает полноту, завершённость своей собственной человеческой природы — когда супруги образуют собой взаимодополняющее единство, целостность, становятся «в плоть едину». Кто же сможет компенсировать эту неизбежную ущербность — которая обязательно будет, если человек останется один? У меня только один ответ. Это — Церковь! Церковь как Тело Христа, собранное вокруг Него как Своей Главы. Только в Церкви человек преодолевает своё одиночество — потому что соединяется уже не с одним человеком, как в браке, — но мистически, через приобщение Христа в Таинствах Церкви, становится общником всех тех, кто и составляет это Тело.
Значит, нет ничего случайного в этих важных пропусках — и это ещё раз убеждает в том, насколько надо быть внимательными при чтении Священного Писания!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов