Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27; Глава 10, стихи 23-32. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
Поделиться Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 17-27

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 23-32

протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что иногда несказанное звучит громче и убедительнее, чем произнесённое? Давайте внимательно послушаем отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением, и постараемся найти, что же именно оказалось непроизнесённым.

Глава 10.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Глава 10.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

Ну как? Получилось найти отличие? Если вы были внимательны, то не могли не заметить: в перечислении всех благ, которые получат послушавшиеся Христа и оставившие не только материальные блага, но даже и близких родственников, почему-то отсутствует... жена! Перечислены дома, братья, сёстры, мать, дети, земли — но вот жена отсутствует! А если внимательнее посмотреть другие переводы, которые опираются на более тщательное изучение имеющихся кодексов, мы обнаружим там не только отсутствие жены — но и... отца!

Случайна ли такая асимметрия в повествовании? Ведь как было бы риторически красиво целиком запараллелить эти два перечня? Более того — некоторые поздние переписчики, похоже, так и делали — вот почему «отец» в Синодальном переводе всё же присутствует — в отличие от древних текстов! Давайте поразмышляем об этом.

Начнём с отца. Ответ лежит на поверхности — для этого достаточно вспомнить слова Христа из 23-й главы Евангелия от Матфея: "«Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах». Земной отец — существенно отличается от всех других упомянутых лиц — братьев, сестёр, матери, детей — именно тем, что его в принципе невозможно «мультиплицировать», «умножить». Почему мать не оказалась рядом с отцом — очень интересный вопрос, но не будем пока его трогать. Для современников Иисуса отец — фигура однозначно сакральная. Он — центр семьи, он — главный авторитет, он — в прямом смысле источник существования всех остальных членов. Он же — фундамент, крепкое основание дома — недаром в народе говорится, что «бабий дом не стоит» — то есть дом, в котором нет главы мужчины, неустойчив, уязвим, неполноценен.

Но отец — не существует в каком-то метафизическом вакууме, он значим лишь постольку, поскольку является отражением Отца Небесного — Бога. Если он идёт против Бога, становится Его врагом, дерзко преступает заповеди — его «отцовство» быстро оскудевает. Как это на практике происходит, думаю, лучше всего знают дети, у которых отец — в тяжёлой алкогольной или иной зависимости. Едва ли можно найти больше той боли, которую испытывает ребёнок при виде бесчестия и бесславия своего когда-то главного авторитета.

Отец потому и отсутствует в перечислении, что следование за Христом не «увеличивает» число отцов — но соединяет верного Христу с Самым Главным, по сути — Единственным Настоящим Отцом всего бытия. Земной отец, который был всё же образом, отображением Небесного — неизбежно должен уступить своё место Первообразу.

А что же с женой? Почему её в этом перечне тоже нет? Во-первых, механически «умножить» количество «жён» для тех, кто всё и всех оставил — было бы равно пропаганде явного многожёнства. Или ещё хуже — распутства. Но, как мне кажется, здесь есть и более глубокий смысл. Ведь только вместе с женой человек обретает полноту, завершённость своей собственной человеческой природы — когда супруги образуют собой взаимодополняющее единство, целостность, становятся «в плоть едину». Кто же сможет компенсировать эту неизбежную ущербность — которая обязательно будет, если человек останется один? У меня только один ответ. Это — Церковь! Церковь как Тело Христа, собранное вокруг Него как Своей Главы. Только в Церкви человек преодолевает своё одиночество — потому что соединяется уже не с одним человеком, как в браке, — но мистически, через приобщение Христа в Таинствах Церкви, становится общником всех тех, кто и составляет это Тело.

Значит, нет ничего случайного в этих важных пропусках — и это ещё раз убеждает в том, насколько надо быть внимательными при чтении Священного Писания!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!