Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, что крещение может быть очень разным? Не в том смысле, что разное у православных, католиков и протестантов, а что крещение как особое ритуальное действие может быть и не связано со Христом? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте послушаем отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах во время богослужения.
Итак, перед нами Евангелист Лука подробно описывает, что собой представляло «Иоанново Крещение»: это был обряд, вполне традиционный и понятный современникам Христа. Погружение в воду с целью смытия, снятия не только физической, но и духовной, невидимой нечистоты, один из древнейших ритуалов, он в той или иной мере присутствует практически в любой религии. Крупнейший религиовед 20-го века Мирча Элиаде так объясняет особую значимость воды для религиозного очищения: «в воде всё "растворяется", всякая "форма" разрушается, всякое прошлое упраздняется; ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется после погружения в воду, никакое очертание, никакой̆ "знак", никакое "событие". В человеческом плане погружение эквивалентно смерти, а в космическом — катастрофе, потопу, периодически растворяющему мир в водах первобытного Океана». Обратим внимание — «прошлое упраздняется», смываются любые отпечатки, следы грехов, проступков, нарушений заповедей и любая прочая душевная нечистота.
Но такое погружение, а само слово «крещение» и есть «погружение», само тоже является определённым знаком, мы слышим, что Иоанн крестит «в покаяние»: сам ритуал является своего рода «печатью» раскаяния, радикальной перемены образа мысли и жизни.
С точки зрения иудеев, любой грех тотчас подвергает человека опасности нелицеприятного Суда Божьего, который может произойти в любой момент. «Крещение покаяния», совершавшееся единократно, способно отвести карающий Суд Божий от грешника дав возможность начать всё сначала, с чистого листа. Именно этот смысл «обнуления» былого был очень понятен тем, кто приходил к Иоанну Крестителю: они хотели и были готовы, простите этот компьютерный образ, к полной перезагрузке своей жизни, с уничтожением накопившихся ошибок и прочего сопутствующего мусора. Из такого контекста становится понятным и кажущиеся поначалу странные вопросы от тех, кого крестил Иоанн, а что дальше? А что нам делать? А как теперь жить? В очень простых и главное, вполне реализуемых нравственных установках, Иоанн Креститель давал чёткие ориентиры, следуя которым люди обретали способность слышать и понимать то, о чём будет говорить грядущий Мессия — Христос Спаситель.
Иоанново крещение, в отличие от крещения во Христа, не избавляло от греховности как таковой, но расчищало пространство для веры в Иисуса и готовности принять Его как Мессию. Это и было исполнение пророчества Исаии о «подготовке пути Господу» и «исправлении дороги перед Ним». Если продолжить компьютерную аналогию, то «крещение покаяния» не уничтожало «вирусы греха», а всего лишь отправляло их «на карантин», в то время как крещение во Христа дочиста сносило всё то, что в любой момент могло просочиться из «карантина» и активизировать былой греховный образ жизни.
Читать далееНе секрет, что самыми трудными в плане христианской проповеди являются такие страны, как Индия и Китай. Местные жители с большой неохотой принимают учение Спасителя, апеллируя к тому факту, что их религиозная традиция значительно древнее. Анализируя данную проблему, один известный богослов современности — Жан Даниелу — объяснил неудачи миссионеров в Индокитае так: «Мы учим местных жителей не Евангелию. Мы учим их быть европейцами».
Сегодняшнее евангельское чтение, в первую очередь, говорит нам об изначальной культурной универсальности христианства. Безусловно, учение Спасителя в качестве основания имеет под собой закон Моисея, но уже на самом раннем этапе истории Церкви стало понятно, что Евангелие при правильной подаче и объяснении может быть принято самыми разными людьми. В том числе — не имеющими никакого отношения к еврейской цивилизации.
В таком контексте и необходимо понимать прозвучавшие строки из Евангелия от Луки. Апостол сразу же обозначает причастность к миссии Христа всего человечества. В понимании той эпохи, естественно. Вот почему упоминается имя римского императора Тиверия, а также правителя Иудеи Понтия Пилата. Ведь именно с Римской империей ассоциировался на тот момент обитаемый мир. И не важно, что данное государство было языческим. Совсем скоро в городах и весях империи зазвучит проповедь Евангелия. И всё изменится!
Кому-то озвученная логика покажется несколько натянутой. Ведь миссия пророка Иоанна Крестителя, о котором тоже говорится в сегодняшнем чтении, была адресована исключительно иудеям. Но давайте внимательно посмотрим на ветхозаветную цитату, которую апостол Лука приводит для подтверждения того факта, что служение Иоанна являлось промыслительным и действительно готовило всех людей к пришествию Христа Спасителя. Предтеча, говоря о грядущем Мессии, цитирует своего предшественника — пророка Исайю. Если иные евангелисты приводят только начало высказывания Исайи, то Лука помещает пророчество практически полностью. И мы слышим замечательные слова — «узрит всякая плоть спасение Божие!»
Таким образом, даже в ветхозаветном понимании, не замутнённом позднейшими раввинистическими толкованиями, служение Мессии имело отношение не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. Оно должно было принести духовные блага не одним только иудеям, но каждому человеку — любой национальной принадлежности. И уже на уровне служения Иоанна Предтечи, которое ещё вполне ветхозаветное, мы, тем не менее, ощущаем совершеннейший универсализм нравственных принципов закона Божьего.
Наставляя паломников, пророк просит их не давать в обиду слабых, не брать чужого, довольствоваться честно заработанным, а ещё делиться с нуждающимися тем, что мы имеем. Всё перечисленное, как и пристальное внимание к чистоте совести, и есть то самое исправление путей, на котором настаивает Иоанн. Здесь пророк использует понятный современникам образ. Когда какой-либо царь собирался делать объезд владений, в первую очередь чинились дороги. Чтобы правитель мог добраться туда, куда ему было нужно.
Иоанн, конечно же, говорит не о физических дорогах, а о человеческих сердцах. Если люди хотят, чтобы Мессия пришёл в их жизнь, они должны устранить препятствия на Его пути — отказаться от лжи, сказать нет проявлениям порока. То есть исправить путь своего сердца, согласовав его с заповедями Божиими. Слова Крестителя актуальны и в наши дни. От человека, желающего обрести гармонию с Богом, по-прежнему требуются совестливость, честность, милосердие. Требуются они не в качестве откупа от Бога, и не в качестве какой-то жертвы в Его честь. Евангелие устами пророка Иоанна призывает нас вернуться в человеческое состояние в подлинном смысле этого выражения — состояния праведности перед Господом, уподобления Ему в святости и чистоте.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов