Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник доцент МДА Стефан Домусчи. Обычно мы даже не замечаем, что, общаясь друг с другом, выбираем в общении те вещи, которые нам близки и интересны, в то время как неудобное стараемся не замечать. Хорошей иллюстрацией того, как мы расставляем акценты, может стать отрывок из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Думаю, что многие из тех, кто прослушали этот отрывок больше всего обратили внимание на обещание Христа, которое связано с возможной способностью учеников передвигать горы. Оно сразу бросается в глаза из-за своей необычности. С точки зрения науки, да и в принципе обычного человеческого опыта, такого не может быть, и наше внимание оказывается приковано к этим словам. Человеку, скептически настроенному, сразу хочется спросить знакомых христиан, давно ли они двигали горами, а если нет, обвинить их в том, что они не имеют достаточной веры. При этом вот, что интересно, ни Сам Христос горами не двигал, ни в других книгах Священного Писания ничего подобного не известно об апостолах. Но вряд ли кто-нибудь обвинит их в отсутствии веры, а значит дело в том, что мы сегодня, услышав эти слова, понимаем их не в том смысле, в котором понимали их апостолы.
Но что же может быть не так? Все написанные слова понятны и вместе и по отдельности, как их можно интерпретировать иначе? В том-то и дело, что разные эпохи дают разные языки описания реальности. Древний язык один — поэтический, образный. Современный — другой, более точный, сухой. Хотя на бытовом уровне и в нём сохраняются фразы вроде «дождь идёт», которые никто в здравом уме не станет интерпретировать буквально, так как все понимают, что никто никуда не идёт. На самом деле людям, которых смущает выражение «двигать горами», наверняка известно выражение «свернуть горы», и оно их совершенно их не смущает, потому что все знают, что речь не столько о движении гор, сколько о решении внешне неразрешимых проблем.
О каких же проблемах речь? Чтобы понять, надо вспомнить, в какой момент Христос об этом говорит. За день до этого Спаситель изгнал торговцев из храма, чем обострил и до того существовавший конфликт с первосвященниками и старейшинами. Народ, к которому воплотившийся Бог пришёл как к Своим людям, Его не принял. Тот, кто не просто двигал, но сотворил горы, да и вообще всё — небо, и землю, пришёл с проповедью, потому что иногда действительно проще свернуть гору, чем переубедить одно человеческое сердце.
Наступали дни взятия Христа от мира, а ученики должны были остаться и продолжить Его дело. Продолжить в среде, которая во многом могла быть названа враждебной. Они не хотели ничего плохого, но на них злились, их гнали, а их Учителя вообще распяли на кресте. И что же апостолы должны были сделать? Когда обычный человек слышит слова «молись, о чём хочешь, и если будешь верить, то получишь», он сразу представляет, сколько всего себе можно вымолить: имущества, здоровья и всего подобного. Однако у апостолов была другая цель. Христос призвал их проповедовать Евангелие всем и по большому счёту изменить мир. Сталкиваясь с постоянной враждебностью, сделать это было сложно, но, будучи верующими людьми, они были призваны молиться о том, чтобы исполнить поручение Спасителя. Языческая Римская империя была горами, которые надо было свернуть. А для этого, по словам Христа, надо было простить согрешения тем, кто относился к ним враждебно, и жить среди них, проповедуя и проявляя любовь. И самое главное, что сегодня мы, ученики апостолов, пусть в несколько иных реалиях, призваны делать то же самое.
Читать далее
священник Стефан Домусчи