Читает и комментирует священник Дмитрий БарицкийИногда хочется задать себе вопрос, почему авторы Священного Писания порой чрезмерно сгущают краски, когда описывают реальную жизнь? Почему они так категоричны в оценке поведения людей? Почему предъявляют такие строгие требования к их быту и нравам? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Здание Иерусалимского храма было величественным. Согласно письменным историческим памятникам, а также археологическим свидетельствам, это было монументальное сооружение. Построен храм был ещё в 6 веке до Р.Х. Однако в 1 в. после рождения Спасителя он пережил грандиозную реставрацию. Печально известный Ирод Великий потратил много сил, времени и средств, чтобы превратить храм Единому Богу в ещё одно чудо света. Реконструкция продолжалась и после него и длилась более полувека. В результате в иудейском Талмуде читаем: «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания». А древнееврейский историк Иосиф Флавий так писал о нём: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Ученики Спасителя потрясены увиденным. Мало того, что большую часть своей жизни они провели в провинциальной Галилее. Не каждая столица древнего мира могла похвастаться таким великолепием. К тому же постройка была связана с истинной религией. И напоминала им о величие Творца. Однако у Спасителя совсем иная реакция. Он видит этот мир иначе. То, что вдохновляет Его учеников, не вызывает у Него никакого восторга. Только печаль и скорбь. Он словно видит изнанку происходящего. Он видит, что всего этого уже нет. И образ величественного храма для Него — это скорее образ громадного духовного фиаско всего еврейского народа. Именно это видение жизни Христос пытается передать и Своим ученикам. Причём не только в этом эпизоде. Но и во многим других обстоятельствах, о которых нам сообщает Евангелие.
Способность так смотреть на жизнь Господь призывает развивать каждого из нас. Эта способность не имеет ничего общего с мрачным и депрессивным восприятием реальности. Здесь также нет ни капли безысходности и фатализма. Скорее, это побочный эффект особого духовного дарования — умения видеть настоящую красоту, красоту духовного мира. Говорят, что люди с идеальным слухом, мгновенно распознают, когда кто-то фальшиво исполняет музыкальное произведение. Порой некоторые из них воспринимают это так близко к сердцу, что даже не ходят на концерты. Вот так и тот, кто обладает духовной проницательностью, неизбежно будет чувствовать фальшь там, где многие её и не заметят. Возможно, в некоторых ситуациях, там, где обыкновенные люди чувствуют себя нормально, он будет испытывать своего рода внутренний дискомфорт. Однако именно благодаря этой тонкой настройке души он и может отделять истинное от ложного, временное от вечного, наносное от подлинного. Не увлекаться теми образами, которые на время поражают наше воображение и будоражат чувства, не отвлекаться на них, но держаться главного — того пути, который единственно ведёт человека в Небесное Царство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У Иерусалимского храма очень долгая и непростая история. Первое упоминание о том, что в этом месте совершались богослужения в честь Бога Всевышнего, мы находим в книге Бытия, в истории встречи праотца Авраама с таинственным священником Мелхиседеком из Салима. Собственно, Салим — это древнее наименование Иерусалима. Сам же храм был построен после завоевания Иерусалима царём Давидом, но построен не им самим, а его сыном Соломоном. В дальнейшем храм украшался, перестраивался, разрушался и снова воздвигался. Сейчас от него сохранилась лишь одна стена, и такое положение дел длится уже без малого две тысячи лет, практически с того времени, как Христос произнёс Свои слова о грядущей судьбе Иерусалимского храма. Эти слова звучат сегодня во время богослужения в православных храмах, они взяты из 21-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем их.
С одной стороны, пророчество Христа о судьбе Иерусалимского храма — это очевидное доказательство правоты слов Христа, ведь это Его пророчество исполнилось, и сомневаться здесь не представляется возможным. Разрушение Иерусалима и храма — бесспорный исторический факт, который можно просто принять как он есть, а можно попытаться его осмыслить.
Для христиан глубинная причина разрушения Иерусалимского храма понятна и очевидна: время религии Ветхого Завета закончилось, храм попросту не нужен, а потому то его и нет. Для людей, далёких от христианской традиции, всё не так очевидно, они склонны полагать, что разрушение храма — это всего лишь цепь трагических событий, а потому можно какими-то сугубо человеческими способами попытаться что-то изменить, и сделать так, чтобы храм снова начал существовать, чтобы в нём снова начали совершаться богослужения по тому образцу, который был установлен книгами Ветхого Завета. Конечно, христиане с таким подходом не могут согласиться, более того, мы уверены, что восстановление храма — это прямое нарушение воли Божией, на которое ни в коем случае не стоит идти. А ещё некоторые из нас убеждены, что восстановление храма станет трагедией и приведёт к самым неприятным последствиям.
Может быть это действительно так. А может быть и нет.
Мы можем быть абсолютно уверены вот в чём: даже если Иерусалимский храм когда-либо удастся воссоздать, он не будет местом обитания Бога, и молитвы, возносимые в этом храме, не будут достигать своей цели. Почему мы столь категоричны? Во-первых, нас убеждают в этом слова Христа, а во-вторых, мы знаем, что бывает тогда, когда начинают совершать богослужения те группы христиан, которые по каким-либо причинам отпали от Церкви. Такие богослужения и таинства нелегитимны с церковно-правовой точки зрения, но значительно более важным является то, что они не достигают своей цели, то есть они не содействуют спасению людей, очевидным же свидетельством этого является тот факт, что отколовшиеся от Церкви сообщества начинают дробиться всё дальше и дальше, становясь всё более маргинальными и теряя какую-либо связь с евангельским благовестием Господа нашего Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий