Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из множества сквозных мыслей Священного Писания состоит в том, что Бог оценивает человека вовсе не так, как это делают люди, а потому истинное величие принадлежит не тем, перед кем преклоняются современники, а Божиим избранникам, которые во время своей земной жизни могли быть мало кому известны. Об этом мы можем прочитать, к примеру, в Первой книге Царств: «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). О том же самом мы можем услышать и в отрывке из 16-й и 17-й глав Евангелия от Луки, которые звучат сегодня во время литургии в православных храмах.
01 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
02 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки затронул сразу несколько важных тем, и первой из них была тема ценности наших суждений о других людях и о себе самих. С одной стороны, многочисленные примеры Священного Писания и житий святых подсказывают нам, что не стоит стремиться к тому, к чему стремится живущий в удалении от Бога мир, с другой же стороны мы не можем не быть чадами своего времени и своего народа, мы не можем просто взять и отвергнуть все социальные нормы и условности, не можем не стремиться к тому, к чему стремятся наши современники. Можно было бы, конечно, оставить всякие попытки борьбы и положиться на милость Божию, но Евангелие предлагает нам иной путь.
Во-первых, Спаситель указал на человеческую неспособность сделать что-либо доброе своими силами, в Евангелии от Иоанна эта мысль выражена в таких словах: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Из этого следует, что мы, если хотим для себя блага, должны жить в молитвенном единении со Христом.
Кроме того, и Священное Писание, и традиция Церкви совершенно неслучайно постоянно напоминают нам о бывших прежде проявлениях силы Божией в нашем мире, Писание указывает на победу слабых над сильными при содействии Бога, к примеру, так, как это было в истории Давида и Голиафа, или же в истории израильского исхода из Египта, а традиция Церкви призывает нас ежедневно размышлять над подвигом святых, пристально всматриваться в их жизнь и пытаться находить в житиях вдохновение и пример для себя.
В совокупности же молитва и назидательные примеры способны помочь нам несколько иначе взглянуть на окружающую нас реальность, и на то, какими принципами и устремлениями живёт мир. Конечно, стоит помнить, что Христос нигде и никогда не говорил, что земная жизнь — зло от начала и до конца, нет, злом её делаем мы тогда, когда забываем о базовых заповедях Божиих, когда начинаем устремляться к величию человеческому, а не к тому, что назвал благом Бог. Если же по мере сил пытаться поступать иначе, то и мир вокруг нас преобразиться к лучшую сторону, он станет больше похож на изначально задуманный Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКак современному человеку следует относиться к разного рода правилам, инструкциям и предписаниям, которые регулируют его общественную и религиозную жизнь? Ответ на этот вопрос содержится в тех отрывках из 16-й и 17-й глав Евангелия от Луки, которые звучат сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
02 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.
Сегодня в центре внимания Спасителя оказывается довольно проблемная ситуация. Несмотря на то, что иудейская среда была весьма традиционная и патриархальная, разводы были в ней не редкостью. И в основном страдали из-за этого женщины. Ведь в глазах древнего закона они были всего лишь вещью, собственностью мужа. Именно муж мог инициировать развод, а не наоборот. И сделать он мог это по любой причине. Вот что говорит один из древних еврейских текстов о причинах развода: «если она испортила еду, если она пряла на улице; если она разговаривала с незнакомым мужчиной; если она неуважительно говорила о родственниках своего мужа в его присутствии; если она сварливая женщина». Развод мог случиться даже в том случае, если мужчина встретил более красивую женщину. Одним словом, семья могла развалиться лишь потому, что её глава поддался похоти или стал одержим какой-то иной страстью или эмоцией. Однако проблема не только в этом. Проблема в том, что каким-то образом всё это одержимое поведение современники Христа научились оправдывать законом Моисея. В частности, для того, чтобы обосновать развод, они указывали на следующую заповедь пророка: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, пусть напишет ей разводное письмо». Вот это выражение из закона «что-нибудь противное» евреи и толковали максимально широко.
Итак, что получается? С одной стороны, общество очень традиционное и религиозное. С другой стороны, это совершенно не мешает жить по своим страстям. Захотел развестись, нет проблем. Просто надо правильно истолковать закон. А закон, как известно, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Всё сказанное выше, конечно, не означает, что закон — всего лишь пустышка. Чтобы у слушателей не сложилось такого впечатления, Спаситель добавляет: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт». Это означает, что, если сердце гнилое, эгоистичное, если в нём живёт похоть, зависть, сварливость, сребролюбие, не стоит надеется на закон. Наше больное самолюбие найдёт, как его приспособить для себя, использовать в своих корыстных целях. Оно всё изящно вывернет наизнанку и скажет, что так и было. И само поверит в это. А вывернет просто потому, что хочется. Потому что оно одержимо желанием обладать, наслаждаться, получать удовольствие.
Поэтому и говорит Господь во второй части отрывка: «наблюдайте за собой». То есть будьте внимательны к своему внутреннему миру; обращайте внимание на скрытые мотивы своих мыслей, чувств, слов и поступков. Постоянно задавайте себе вопрос: а что сейчас мной руководит? Почему я раздражаюсь на человека, почему не хочу его прощать, почему муж или жена вызывают у меня неприязнь, почему я наполнен гневом, ревностью, злобой, обидой. Зачастую в основе всех этих движений лежит страх. В глубине сердца мы боимся потерять своё. Мы боимся страданий и не хотим лишиться наслаждений. Господь же, а за Ним и вся христианская традиция, обращаются к нам со словами: «не бойтесь». Во всякой ситуации, несмотря ни на что, старайтесь быть верными заповедям Евангелия: ищите волю Бога и проявляйте деятельную любовь к человеку. И какой бы страх не беспокоил ваше сердце, наберитесь мужества и шагните ему навстречу. Господь не оставит нас в этом страдании. Но в момент, когда наши собственные силы иссякнут, наполнит и поддержит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист