Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться
Юлиус Шнор фон Каросфельд. Насыщение пяти тысяч, 1860.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54; Глава 12, стихи 1

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 11
Евангелие от Луки, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.

Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.

Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.

Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.

Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший евангельский отрывок посвящен теме лицемерия. Что такое лицемерие и кто такой лицемер? Порой считается, что это человек, который делает что-то на виду у других, как говорится, напоказ. Это не совсем так. Ведь множество дел мы вынуждены совершать в присутствии окружающих. Кроме того, порой именно на виду необходимо совершить что-то доброе, чтобы научить человека. Примерно так мы ведём себя, например, с детьми или подчинёнными. При этом нередко нами руководят самые искренние мотивы.

Лицемерие начинается тогда, когда мы делаем добро, лишь желая казаться добрыми. Для нас важно, чтобы люди считали нас хорошими. Чтобы у нас была репутация добродетельного человека. Как говорил отец Молчалина, персонажа комедии «Горе от ума» Грибоедова: «...угождать всем людям без изъятья». Вот кредо лицемера. Он хочет получить от этого определённую выгоду. Нередко мы делаем это осознанно. Но порой эта модель поведения так глубоко входит в наше сердце, что мы лицемерим сами, не отдавая себе в этом отчёт. Это становится нашим образом жизни. Окружающие чувствуют это наше двоедушие по отношению к ним, хотя и не могут уловить нас в явном обмане. Итак, лицемерие — это несоответствие между действительным состоянием нашего сердца и нашими словами и поступками по отношению к людям.

Однако это не самая опасная разновидность лицемерия. Порой мнение окружающих нас не особо волнует. При этом мы беспокоимся о том, что о нас подумает Бог и мы сами. Мы хотим быть хорошими в своих глазах и в глазах Творца. Но при этом меняться и работать над собой нам не особо хочется. И тогда человек создаёт внутри себя очень искусную систему защиты из самооправданий. Он словно прячет от самого себя своё настоящее «я» в кокон, сплетённый из очень тонкой и едва заметной паутины. Любое грязное движение своего сердца, которое приводит в итоге к неблаговидному чувству, мысли или поступку, он способен объяснить и представить в самом выгодном свете. Как ни странно, особенно преуспевает в этом человек с развитым интеллектом и склонный к глубокой рефлексии. Этот порок был настолько распространен среди иудейских лидеров, что Господь даже говорит о нём, как о закваске. То есть как об основе всего образа жизни фарисеев и книжников. Они очень искусно объясняли свою надменность, высокомерие и жестокосердие при помощи Священного Писания и разного рода религиозных предписаний. Богословски там было всё выверено так, что комар носу не подточил бы. Эта способность была у них настолько развита, что они с легкостью объяснили своей совести даже распятие Мессии.

Подобное лицемерие настолько заразно и широко распространено, что Спаситель предостерегает от него и Своих учеников, а, следовательно, и всех нас. Ведь и мы склонны очень искусно оправдывать свой распухший эгоизм и больное самолюбие, используя для этого те или иные моменты церковной традиции. Наше сердце жаждет безграничной власти, и мы становимся для своих домашних диктаторами, указывая им на учение Церкви о послушании. Из нас выплёскивается обида и злость, а мы твердим слова апостола о том, что не зря начальник носит меч на своем бедре; у нас есть склонность к подхалимству, а мы ищем цитаты, где говорится о смирении. И так далее.

Христианская традиция предлагает средство борьбы с подобным дурманом — бескомпромиссная честность. Честность перед собой самим собой, людьми и Богом. Начинается она с того, мы без всякой жалости к самим себе и своим обстоятельствам сверяем свои чувства, мысли, слова и поступки с Евангелием Христовым, которое всё о жертвенном служении Богу и людям. И делаем это не раз в год, когда готовимся к исповеди, а на ежедневной основе, в каждой новой ситуации. Результатом такой работы является искренность, то есть понимание того, кто есть я на самом деле, и как следствие мир с собой, подлинная близость с Творцом и теми, кто нас окружает.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.11.2023четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****