Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие слушатели, самим подбирать ключ к замку — когда почему-то потерялась к нему бирка? Я очень хорошо помню это ощущение, когда перед тобой — целая куча ключей, и ты мучительно пытаешься ощутить — точно ли этот ключ не подходит, или же это сам замок барахлит? И в какой-то момент вдруг слышишь, как наконец-то ключ поворачивается, и дверь открывается.
К чему я вспомнил про ключи — надеюсь, будет понятно после знакомства с отрывком из 10й главы Евангелия от Луки, который сегодня мы слышим во время богослужения в наших храмах.
В сегодняшнем отрывке Сам Христос Спаситель утверждает одну невероятную истину: Он — единственный Ключ, только Который и способен открыть дверь доступа к Богу, Небесному Отцу, Творцу мироздания, без Которого бытие не могло бы существовать и одно мгновение.
И тут я позволю себе задать один вопрос: а зачем вообще эту «дверь» открывать? Может, пусть она лучше так и остаётся надёжно запертой — а то мало ли что?...
Ответ — на поверхности: когда мы сами разрешаем нашим детям носить с собой ключи от дома? Когда они достаточно повзрослеют и будут способны не впустить в дом кого попало, будут внимательными, чтобы не устроить в доме пожар или потоп, достаточно предусмотрительными, чтобы не потерять ключи или не отдать их какому-то злоумышленнику. Пока ребёнок ещё недостаточно повзрослел — ни один разумный родитель не доверит ему ключи от жилья.
Но что даёт открытая дверь к Богу? Возможно, это прозвучит слишком пафосно — но, простите, тут иначе не получится: прямой доступ к Богу даёт нам возможность уподобляться Ему Самому — как ребёнок дома, постоянно общаясь с родителями, напитывается от них — так и человек, имея реальное, прямое, не опосредованное никакими преградами общение с Богом, не может не становиться другим — одухотворённым, просвещённым, просветлённым, обоженным. «Уже не я живу, — говорит апостол Павел, — но живёт во мне Христос» — это именно то состояние, которое невозможно достичь, находясь под закрытой дверью.
Вся история человечества — долгий путь «подбора» разнообразных ключей или отмычек, чтобы получить доступ к Творцу. Чего только ни пытались делать — и взламывать эту дверь экстатическими практиками — да только лишь немного щель расширили — и толком ничего так и не разглядели. Высочайшие умы рассчитывали возможную конфигурацию замка методом подбора сложных философских концепций — но и этот ключ так и не смог открыть замок. Представители разных религий пытались обстукивать эту дверь своими ритуалами и службами — но оттуда, из-за двери, было слишком мало ответов, чтобы понять, как же она отворяется. И вот однажды из-под самой двери вдруг был просунут совершенно обычный, ничем не приметный ключ — не из золота, а из самого обычного материала — который и оказался родным к замку. Этот ключ — Христос, Сын Божий: Им открылся полный, неограниченный ничем доступ к Небесному Отцу — настолько широкий, что о таком даже никто и мечтать не мог: дверь оказалась буквально распахнутой настежь!
В нашей аналогии есть одна слабая сторона: Христос — не только Ключ, но и Сама Дверь: Он Сам о Себе так и говорит: «Аз есмь дверь: кто войдёт мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин. 10:9). Тот, кто следует словам Христа, тщательно исполняет всё, заповеданное Им, приобщается Ему в Таинствах Церкви — на своём личном опыте узнает, что такое — быть в Доме Небесного Отца желанным сыном, который «и входит, и выходит» — и дверь перед ним уже никогда не бывает на замке!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
протоиерей Павел Великанов