Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Евангелие от Луки, Глава 16
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы над тем, почему христианство иногда бывает как-то необоснованно упрямым — например, в том, что покаяние возможно только во время земной жизни — а не за гранью смерти? Ведь, казалось бы, когда человек увидит всю свою былую жизнь с точки зрения вечности — вот и созреет тогда мощное, настоящее покаяние во всех ошибках? Но — увы! — Церковь снова и снова настаивает на своём: нет, путь покаяния мгновенно закрывается смертью. Почему так — давайте послушаем в чтении из 16-й главы Евангелия от Луки, которое сегодня мы слышим в православных храмах.

Глава 16.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Притча о богаче и Лазаре — одна из важнейших в Евангелии. С её помощью Христос Спаситель сразу решает несколько острейших практических вопросов, которые стояли перед Его слушателями.

Первый вопрос — как соотносятся блага этой, земной, жизни, с последующей участью в вечности? Среди иудеев господствовало чёткое убеждение: человек, к которому благоволит Бог, обязательно будет отмечен свыше материальным благополучием. Очень тонко Христос вскрывает мечту многих, в наличии которой едва ли были готовы честно признаться большинство Его слушателей: быть богатыми, с избытком, не испытывать ни в чём житейском нужды, и превратить жизнь в один сплошной праздник — «пиршествовать блистательно». С полной уверенностью в том, что и в вечности обязательно последует продолжение пира.

То, что дальше происходит в притче — это неожиданный разворот сюжета. Оказывается, богач не просто просчитался в своих ожиданиях — он получает полную противоположность своей земной жизни, попав в ад. Нищий же Лазарь — образ презираемый, избегаемый большинством — оказывается в раю вместе с праотцем Авраамом, своего рода «гарантом» подлинности райского блаженства.

Таким образом, Христос даёт чёткий ответ: посмертная участь не симметрична участи земной жизни, а может оказаться прямо противоположной.

Второй практический вопрос, который разрешает притча — вопрос о помощи тем, кто оказался в аду. Мы видим, что в аду богач искренне сожалеет о том, что вся предыдущая жизнь в итоге привела его в ад — и он умоляет о снисхождении со стороны Лазаря, чтобы он смог хоть что-то сделать для облегчения его страданий. Но, увы, Лазарь не может ничего сделать: образ бездонной пропасти, разделяющей жителей ада и рая, однозначно говорит о том, что эти два «пространства» не могут друг с другом взаимодействовать в принципе. Как говорит апостол Иоанн, тьма не только не может «объять свет» — но и вообще, в свете не может быть никакой тьмы — а голос Лазаря просит именно об этом — позволить тьме войти в свет — ну хотя бы самую малость.

И, наконец, третий вопрос — возможность загробного покаяния. Богачу приходится услышать очень жёсткий ответ Авраама за, казалось бы, вполне правильную, логичную просьбу явиться к членам семьи богача и предупредить их о пагубном образе жизни. По сути, богач просит, даже требует произвести своего рода «духовную интервенцию» из загробного мира в мир живых, принудить к покаянию явным чудом, которое невозможно было бы игнорировать. Самому богачу в этом видится хотя бы малое, но уже облегчение его незавидной участи: ладно, ему уже не выйти самому из ада — но хотя бы братья его туда, быть может, не попадут. И сама надежда на это будет не меньшим утешением для несчастного, чем утоление невыносимой жажды. Однако, увы, и этой надежды богач лишается: то, как его родные будут и дальше идти той же дорогой гарантированной погибели, становится ещё одной причиной его мучений.

С чем же связана такая, на первый взгляд, совершенно «антипедагогическая» жестокость отказа? В чем опасность столь желанной богачом «духовной интервенции»? По сути, богач требует сломать злую волю грешников неоспоримым чудом — чтобы праведность стала неизбежной, вынужденной потребностью. Но Бог не хочет никого не то, что «ломать» — даже «надламывать»: именно о Нём сказано, что «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20). Бог постоянно, ежесекундно, создаёт вокруг каждого человека условия, совершая выбор в которых, человек включается в процесс созидания, самораскрытия человеческой Богозданной природы — либо, напротив, её разрушения через потакание страстям, грехам, всему тому, что стремиться подменить Божественное призвание собственным, эгоистическим, произволением. Но Сам Бог в эти подмены с нами не играет: Он никогда не позволит Себе подменить наш собственный выбор тем, который был бы навязан Им. Каждый наш поступок, каждое слово, каждое действие — своего рода «печати», которыми мы жёстко фиксируем наш выбор: либо к Богу, к следованию Его воле — либо, напротив, к себе, в сторону самоутверждения, создания своей, альтернативной Богу, вселенной «моего Я». Именно нахождение в теле и определяет «оформленность» нашего самоопределения: хотим мы этого или не хотим, но содержание нашей веры мы выражаем вовсе не в словах, а в том, что собой представляет наш образ жизни.

Но в притче, кроме ответов на эти три вопроса, есть и одно очень светлое, вдохновляющее утверждение: Бог не играет с нами в «прятки», а снова и снова предлагает взять в качестве яркого фонаря, проводника по жизни — слово Божественного Писания — и учиться подсвечивать именно им каждый момент нашей жизни, проявляя либо его верность — либо ошибочность. И, главное, тот, кто преуспеет в этом — точно не повторит судьбу застрявшего в своем благоденствии богача!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
05.11.2023воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****