Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский ФеоктистЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Что такое загробная жизнь с христианской точки зрения? Какова она будет? Это те вопросы, которые не могут не беспокоить христиан, ведь мы, как о том сказано в Символе веры, «чаем жизни будущего века». Иными словами, мы устремлены в то будущее, которое находится за пределами земной жизни. Увы, но Евангелие не даёт нам детального ответа на вопрос о жизни после смерти тела. Евангелие возвещает бессмертие души и всеобщее воскресение, однако, что будет происходить между окончанием земной жизни и воскресением? Несмотря на отсутствие детального ответа, у нас есть другой ответ — сущностный, и его дал Господь наш Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре. Сегодня эта притча звучит в православных храмах во время литургии. Давайте её послушаем.
Есть определённый соблазн начать пристально исследовать весьма скупые описания загробных мучений богача из только что прозвучавшей Христовой притчи. Здесь нам стоит быть осторожными, ведь если бы Спаситель хотел рассказать нам об этом, то Он, вне всякого сомнения, рассказал бы. Христос же сделал совсем иной акцент: Он, не вдаваясь в детали мучений богача и блаженства нищего, призвал нас обратить внимание на главное — на то, как необходимо жить, чтобы не очутиться на месте страдающего в адских муках бывшего когда-то богатым и самодовольным человеком.
Христова мысль предельно проста, она прекрасно известна всем: жить нужно милосердно, необходимо благотворить нуждающимся, не проходить мимо чужого горя, и вообще побольше смотреть по сторонам с желанием оказать деятельную помощь.
Проблема же возникает тогда, когда из плоскости теоретических рассуждений мы переходим к практической реализации Христовых слов. В этот момент оказывается, что те Лазари, с которыми нам приходится иметь дело, отнюдь не самые приятные люди. Да и о личных качествах Лазаря из притчи ничего не сказано, не исключено, что и у него был не самый приятный нрав. Господь, конечно же, неслучайно не стал ничего говорить на эту тему, потому как личные качества страдающего человека не должны становится преградой на пути милосердия, и если нуждающийся далёк от праведности, то это лишь его личная проблема, наше же дело — милосердие.
В случае с Лазарем из притчи всё, как мы понимаем, оказалось хорошо: он действительно был праведником, и именно поэтому он в конечном итоге оказался на лоне Авраамовом, то есть в состоянии райского блаженства.
Увы, но богача постигла иная участь, и он рад бы был её изменить, но такой возможности не предусмотрено. Зато предусмотрено нечто иное: до каждого человека Богом в том или ином формате доведена информации о спасительном действии милосердия. Никто не может сказать, что он не знал об этом. Возможно, не верил. Но не не знал. Знаем об этом и мы. Но поступаем ли мы в соответствии с этим знанием? Давайте попытаемся сегодня честно ответить на заданный нам Христом вопрос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






