Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, искренне уверовавший в Бога и разделивший Его взгляд на мир, часто задумывается о том, как этому миру помочь. Порой это кажется совершенно невозможным и превышающим все человеческие силы, но ответ есть. Он звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте Его послушаем.
Как-то недавно мы говорили с прихожанами о том, что значит забота об окружающем мире на практике. Ещё в раю Бог поручил человеку возделывать и хранить Сад Эдемский. Со временем Адам должен был распространить эту заботу на всё творение. И все мы, как потомки первого человека, оказываемся призваны реализовать эту заботу на своём уровне, в сфере своей ответственности. Как писал один древний отец Церкви, «если ты видишь, что вещь лежит не на своём месте положи её туда, где она должна быть». Однако практическая реализация этого совета иногда может привести человека к отчаянию. Скажем, когда мы идём по улице и видим, что кто-то бросил обёртку мимо урны, мы можем её подобрать и поместить туда, где она должна быть. Но в итоге, столкнувшись с отсутствием элементарной культуры и горами мусора, мы просто опустим руки. Похожий сценарий ждёт нас фактически в любой сфере. Решив помочь, мы столкнёмся с тем, что не сможем заменить всех, кто не дорабатывает, и поддержать всех, у кого не хватает ресурсов. В итоге у нас возникает вопрос: что мы можем сделать для того, чтобы хоть как-то справиться с несовершенством этого мира?
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как апостолы предложили Христу отпустить народ за едой в соседние селения. В самом этом предложении нет ничего необычного или неправильного. Ученики не были обязаны кормить всех приходящих к Учителю, и мы не знаем, были ли у них для этого хоть какие-то средства? Апостолы, конечно, спросили: «Не пойти ли нам купить для них еды»? Но, кажется, это было лишь риторический приём. В ответ Христос говорит поразительную вещь: «Вы дайте им есть». При этом Он прекрасно знает, что у Его учеников есть всего пять хлебов и две рыбки, и всё же ставит перед ними проблему, показывая, что как люди окончательно решить вопрос о поддержке страдающих в мире они не смогут. Однако дальше без всяких обличений Спаситель благословляет те ресурсы, которые у них есть и их хватает для того, чтобы все насытились.
Я думаю, что в этом действии Христа, в том, что Он сказал и сделал, есть ответ на поставленный в начале вопрос. Искреннее желая победить несовершенство и несправедливость мира, мы всякий раз будем сталкиваться с ограниченностью наших ресурсов, а значит единственное, что мы можем сделать, — принести нашу ограниченность Богу и надеяться на Его помощь. Христос благословил хлебы, а раздавали их апостолы. Так и со всем добром в мире: Бог делает его нашими немощными руками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии описано множество чудес Христовых. Вдохновляясь этими описаниями, мы склонны ожидать, что и в нашей жизни произойдёт нечто подобное, что Христос и в нашей жизни совершит чудо, а потому для верующего человека естественно при всякой житейской скорби в первую очередь обращаться в молитве ко Христу, а уже после этого предпринимать какие-либо иные действия. Однако иногда мы сталкиваемся с тем, что Христос нас как будто бы не слышит, и если мы, к примеру, болеем, то молитва далеко не всегда приносит исцеление так, как приносили исцеление встречи со Христом на страницах Евангелия. Такое положение дел не может не смутить. Но если мы будем внимательнее к тесту Евангелия, то мы сможем понять, в чём же тут дело. Давайте послушаем отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и попытаемся сделать кое-какие выводы.
Глава 9.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
В абсолютном большинстве случаев Христос во время Своего земного служения помогал людям не только и не столько в их житейских нуждах. Такая помощь была вторичной. Первичной же в служении Спасителя была помощь духовная, которая могла иметь самые разные выражения: кому-то Он прощал грехи, кому-то указывал на недостатки в нравственной жизни, кого-то утверждал в вере. Конечно, далеко не все получившие от Христа помощь люди оказывались способны сохранить то духовное богатство, которое они получили. Прекрасный пример такого рода — паралитик у Овчей купели, судя по всему, этот человек не сумел должным образом осознать случившееся с ним, и потому он не проявил благодарности, вместо этого он дал повод иудеям обвинить Христа в очередном нарушении субботнего покоя. Впрочем, с такой трактовкой евангельской истории паралитика согласны далеко не все толкователи, есть и те, кто видит в нём лишь глубоко несчастного человека. Но важна здесь, конечно, не трактовка того или иного евангельского эпизода, а то, что Христос никогда не оказывал физической помощи без помощи духовной, тогда как обратное случалось: эталонный пример такого рода — самарянка, которой Господь никак не помог физически, Он ни от чего её не исцелил, Он её не накормил, и даже не напоил, но Он сумел дать ей нечто несравненно большее, то, что, согласно церковному преданию, позволило этой женщине обрести святость и стать наследницей Царства Христова.
История насыщения множества людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы — одна из тех историй, в которых Спаситель в полной мере проявил Себя как Бог-Творец. Любопытно, что Евангелие от Луки свидетельствует: можно было этого и не делать, как можно было не совершать никакого чуда на свадебному пиру в Кане Галилейской. Здесь люди могли купить себе пищу, могли это сделать и апостолы, собственно, они именно так и собирались поступить: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:16); ну а в случае брака в Кане вино не было жизненной необходимостью, вполне можно было бы обойтись и без него.
Некоторые толкователи из истории насыщения в пустыне делают замечательный вывод, с которым невозможно не согласиться. К примеру, святитель Амвросий Медиоланский, комментируя эту евангельскую историю, написал такие слова: «Поэтому тех, кого Он исцелил от мучительных язв, Он избавил от голода духовной пищей, потому что никто не может получить хлеб Христа прежде своего исцеления, и призванные на трапезу прежде призвания получают исцеление. Если человек был хромым, он получил способность ходить, чтобы прийти на трапезу; если был лишён света в очах, ему было возвращено зрение, потому что без зрения он не может войти в дом Господень».
Святитель Амвросий под «трапезой» понимал ту трапезу, прообразом которой было насыщение людей в пустыне, — литургию и причащение Святых Тела и Крови Господних. Ну а под исцелением в комментарии святителя Амвросия стоит видеть в первую очередь исцеление от духовных ран, нанесённых грехом, ведь именно эти раны исцелял и исцеляет Христос прежде всего, и без такого исцеления невозможно причащение Его Тела и Крови, а потому нам стоит от Христа ждать в первую очередь исцеления не физического, а духовного, ведь такое исцеление способно помочь нам обрести Царство Небесное, тогда как исцеление физическое в этом отношении может оказаться лишённым всякого смысла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи