Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 12-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
Поделиться Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 12-18

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии описано множество чудес Христовых. Вдохновляясь этими описаниями, мы склонны ожидать, что и в нашей жизни произойдёт нечто подобное, что Христос и в нашей жизни совершит чудо, а потому для верующего человека естественно при всякой житейской скорби в первую очередь обращаться в молитве ко Христу, а уже после этого предпринимать какие-либо иные действия. Однако иногда мы сталкиваемся с тем, что Христос нас как будто бы не слышит, и если мы, к примеру, болеем, то молитва далеко не всегда приносит исцеление так, как приносили исцеление встречи со Христом на страницах Евангелия. Такое положение дел не может не смутить. Но если мы будем внимательнее к тесту Евангелия, то мы сможем понять, в чём же тут дело. Давайте послушаем отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и попытаемся сделать кое-какие выводы.

Глава 9.

12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

15 И сделали так, и рассадили всех.

16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

В абсолютном большинстве случаев Христос во время Своего земного служения помогал людям не только и не столько в их житейских нуждах. Такая помощь была вторичной. Первичной же в служении Спасителя была помощь духовная, которая могла иметь самые разные выражения: кому-то Он прощал грехи, кому-то указывал на недостатки в нравственной жизни, кого-то утверждал в вере. Конечно, далеко не все получившие от Христа помощь люди оказывались способны сохранить то духовное богатство, которое они получили. Прекрасный пример такого рода — паралитик у Овчей купели, судя по всему, этот человек не сумел должным образом осознать случившееся с ним, и потому он не проявил благодарности, вместо этого он дал повод иудеям обвинить Христа в очередном нарушении субботнего покоя. Впрочем, с такой трактовкой евангельской истории паралитика согласны далеко не все толкователи, есть и те, кто видит в нём лишь глубоко несчастного человека. Но важна здесь, конечно, не трактовка того или иного евангельского эпизода, а то, что Христос никогда не оказывал физической помощи без помощи духовной, тогда как обратное случалось: эталонный пример такого рода — самарянка, которой Господь никак не помог физически, Он ни от чего её не исцелил, Он её не накормил, и даже не напоил, но Он сумел дать ей нечто несравненно большее, то, что, согласно церковному преданию, позволило этой женщине обрести святость и стать наследницей Царства Христова.

История насыщения множества людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы — одна из тех историй, в которых Спаситель в полной мере проявил Себя как Бог-Творец. Любопытно, что Евангелие от Луки свидетельствует: можно было этого и не делать, как можно было не совершать никакого чуда на свадебному пиру в Кане Галилейской. Здесь люди могли купить себе пищу, могли это сделать и апостолы, собственно, они именно так и собирались поступить: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:16); ну а в случае брака в Кане вино не было жизненной необходимостью, вполне можно было бы обойтись и без него.

Некоторые толкователи из истории насыщения в пустыне делают замечательный вывод, с которым невозможно не согласиться. К примеру, святитель Амвросий Медиоланский, комментируя эту евангельскую историю, написал такие слова: «Поэтому тех, кого Он исцелил от мучительных язв, Он избавил от голода духовной пищей, потому что никто не может получить хлеб Христа прежде своего исцеления, и призванные на трапезу прежде призвания получают исцеление. Если человек был хромым, он получил способность ходить, чтобы прийти на трапезу; если был лишён света в очах, ему было возвращено зрение, потому что без зрения он не может войти в дом Господень».

Святитель Амвросий под «трапезой» понимал ту трапезу, прообразом которой было насыщение людей в пустыне, — литургию и причащение Святых Тела и Крови Господних. Ну а под исцелением в комментарии святителя Амвросия стоит видеть в первую очередь исцеление от духовных ран, нанесённых грехом, ведь именно эти раны исцелял и исцеляет Христос прежде всего, и без такого исцеления невозможно причащение Его Тела и Крови, а потому нам стоит от Христа ждать в первую очередь исцеления не физического, а духовного, ведь такое исцеление способно помочь нам обрести Царство Небесное, тогда как исцеление физическое в этом отношении может оказаться лишённым всякого смысла.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!