Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любому зрелому человеку известна довольно банальная истина: всем угодить невозможно. А если это невозможно, то и не стоит пытаться это делать. Конечно, речь здесь не идёт о взрослых аналогах подросткового бунта, не идёт речь и о попрании социальных устоев. Речь вообще не про деструктивное поведение и не про тотальное отрицание. С христианской точки зрения, мысль о том, что не стоит пытаться угодить всем означает сосредоточенность на угождении Одному с большой буквы «о», то есть об угождении лишь Богу. Ну а тех, кто это не понимает, Христос сравнивал с капризными и неразумными детьми. Подобное сравнение мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Только что нами услышанный краткий отрывок из Евангелия от Луки затронул очень важную проблему: мы — люди — часто ведём себя крайне неразумно и умудряемся критиковать то, что критиковать не только не за что, но ещё и весьма опасно для души.
Спаситель в этом отрывке упомянул лишь Иоанна Предтечу и Себя Самого, тех, кого знали Его слушатели, тех, кого они видели перед собой, с кем могли познакомиться и побеседовать. Господь не стал продолжать начатый Им перечень и не упомянул израильских пророков, к каждому из которых у израильского общества тоже была во время их жизни масса претензий. Если же смотреть шире, то мы не сможем найти того праведника, который был бы в полной мере понят своими современниками. В качестве эталонного примера здесь можно вспомнить об Иове: этот человек во время своих жестоких страданий остался без какой-либо человеческой поддержки, жена требовала, чтобы он похулил Бога и умер, а друзья вели с ним неразумные беседы, обвиняя в несуществующих тайных грехах.
Легко увидеть, что наша общечеловеческая способность критиковать всех и вся — это не что иное, как следствие грехопадения, и именно предваряющие критику сомнения в Боге послужили основой грехопадения. После грехопадения способность критиковать получила, вместе со всеми другими искажениями нашей природы, своё развитие. Не составляет труда понять, что критический настрой напрямую связан с общей испорченностью человека. Тот, кто счёл для себя излишними любые нравственные ограничения, готов исторгать критические замечания по любому поводу и по любому адресу. Тот же, кто старается жить нравственно, если и критикует, то делает это предельно осторожно, чувствуя, что в самом процессе критики заключено нечто порочное.
Означает ли это, что христиане должны быть теми, кто не способен на критическое восприятие окружающей нас реальности? Теми, кто должен безмолвно сносить все обиды и несправедливости? Конечно же, нет! Мы знаем, что ни упомянутый Спасителем Иоанн Предтеча, ни Сам Господь не были такими людьми, они восставали против несправедливости и попрания закона Божия, но делали они это исходя из нравственной безукоризненности собственных сердец.
Собственно, чистота сердца — и есть тот залог, который определяет способность человека должным образом оценивать окружающую его реальность. Если же такой чистоты нет, то мы становимся подобны тем неразумным детям, о которых сказал Спаситель в услышанном нами сегодня евангельском отрывке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Когда мы изучаем историю и задумываемся о людях прошлого, нам порой кажется, что они были совсем не такими, как мы, не так думали, не так чувствовали... И, может быть, даже в Бога верили как-то иначе... Но действительно ли это так? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Разговаривая с детьми о своём собственном детстве, мы часто чувствуем себя чуть ли ни современниками динозавров или по крайней мере древних людей. С одной стороны, перед нами обычная проблема отцов и детей. Молодое поколение всегда считает, что старшее отстало от жизни. Но, с другой стороны, наша жизнь и вправду стремительно меняется, ведь даже сто лет назад не было, ни такого уровня медицины, ни такого уровня техники... Разве это не повод считать нас другими и говорить о существенных отличиях? Конечно, повод! Вообще, говорить о человеке и его миропонимании важно и нужно. Но даже поверхностный взгляд на эту проблему свидетельствует о том, что многие изменения, которые нам кажутся значимыми, оказываются в большей степени внешними, они обустраивают нашу бытовую жизнь, но на внутреннем мире сказываются лишь отчасти. Читая литературные произведения древности, средневековья и уж тем более прошлого столетия, мы прекрасно понимаем чувства людей, которые их создавали. Если же мы откроем Библию и посмотрим на то, как люди выстраивали отношения с Богом, как прислушивались к Нему или пренебрегали Им, мы увидим, что между нами и людьми Библии много общего.
В сегодняшнем чтении Христос говорит о людях своего времени. Он сравнивает их с капризными детьми, которые переговариваются, спорят и никак не могут понять, чего хотят их собеседники, а вместе с ними и они сами. Одни говорят: «Мы играли вам на свирели, чего же вы не плясали?» А тем им в ответ: «Мы пели вам грустные песни — чего же вы не плакали?» На самом деле, они не делали ни того, ни другого по одной простой причине — каждый хотел делать что-то своё и не желал бороться со своим эгоизмом.
Но Спаситель идёт дальше и сравнивает их взаимоотношения с тем, как они относятся к Богу. Вот пришёл Предтеча, он был таким строгим аскетом, что его жизнь показалась далёкой от жизни обычных людей. Люди приходили к нему на Иордан, крестились, но не были готовы всерьёз следовать за ним. Почему? Потому что им хотелось жить, как прежде. Всегда легче завысить требования, которые к тебе предъявляются, чтобы потом от них отказаться. После Предтечи пришёл Иисус из Назарета и, посмотрев на него, люди сказали: «Куда может нас повести этот друг мытарей и грешников? Разве Он может быть моральным или духовным авторитетом?» И хотя из текста Писания мы видим, что на самом деле Предтеча не был так уж строг, а Иисус вёл жизнь чистую и праведную, находились те, кто считал, что всё это неоправданно. Впрочем, были среди современников Христа и те, кто не требовал от Него готовых и сбалансированных решений, но доверял Ему и в строгости, и в милости, обретая вместе с Ним срединный, царский путь. Как и люди того времени, мы тоже способны поступить по-разному: ждать от Спасителя чего-то своего, капризничать, предъявлять претензии или довериться Ему во всём и последовать за Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист