Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любому зрелому человеку известна довольно банальная истина: всем угодить невозможно. А если это невозможно, то и не стоит пытаться это делать. Конечно, речь здесь не идёт о взрослых аналогах подросткового бунта, не идёт речь и о попрании социальных устоев. Речь вообще не про деструктивное поведение и не про тотальное отрицание. С христианской точки зрения, мысль о том, что не стоит пытаться угодить всем означает сосредоточенность на угождении Одному с большой буквы «о», то есть об угождении лишь Богу. Ну а тех, кто это не понимает, Христос сравнивал с капризными и неразумными детьми. Подобное сравнение мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Только что нами услышанный краткий отрывок из Евангелия от Луки затронул очень важную проблему: мы — люди — часто ведём себя крайне неразумно и умудряемся критиковать то, что критиковать не только не за что, но ещё и весьма опасно для души.
Спаситель в этом отрывке упомянул лишь Иоанна Предтечу и Себя Самого, тех, кого знали Его слушатели, тех, кого они видели перед собой, с кем могли познакомиться и побеседовать. Господь не стал продолжать начатый Им перечень и не упомянул израильских пророков, к каждому из которых у израильского общества тоже была во время их жизни масса претензий. Если же смотреть шире, то мы не сможем найти того праведника, который был бы в полной мере понят своими современниками. В качестве эталонного примера здесь можно вспомнить об Иове: этот человек во время своих жестоких страданий остался без какой-либо человеческой поддержки, жена требовала, чтобы он похулил Бога и умер, а друзья вели с ним неразумные беседы, обвиняя в несуществующих тайных грехах.
Легко увидеть, что наша общечеловеческая способность критиковать всех и вся — это не что иное, как следствие грехопадения, и именно предваряющие критику сомнения в Боге послужили основой грехопадения. После грехопадения способность критиковать получила, вместе со всеми другими искажениями нашей природы, своё развитие. Не составляет труда понять, что критический настрой напрямую связан с общей испорченностью человека. Тот, кто счёл для себя излишними любые нравственные ограничения, готов исторгать критические замечания по любому поводу и по любому адресу. Тот же, кто старается жить нравственно, если и критикует, то делает это предельно осторожно, чувствуя, что в самом процессе критики заключено нечто порочное.
Означает ли это, что христиане должны быть теми, кто не способен на критическое восприятие окружающей нас реальности? Теми, кто должен безмолвно сносить все обиды и несправедливости? Конечно же, нет! Мы знаем, что ни упомянутый Спасителем Иоанн Предтеча, ни Сам Господь не были такими людьми, они восставали против несправедливости и попрания закона Божия, но делали они это исходя из нравственной безукоризненности собственных сердец.
Собственно, чистота сердца — и есть тот залог, который определяет способность человека должным образом оценивать окружающую его реальность. Если же такой чистоты нет, то мы становимся подобны тем неразумным детям, о которых сказал Спаситель в услышанном нами сегодня евангельском отрывке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов