Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди множества человеческих грехов, которые обличал Христос во время Своего земного служения, особняком стоит грех лицемерия, именно на него Спаситель указывал наиболее часто. Сама по себе частота обличения в этом грехе заставляет задуматься: вряд ли это случайность, наверняка, лицемерие несёт в себе нечто такое, что делает спасение невозможным, а потому стоит всеми силами стараться избегать этого греха. В звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 6-й и 7-й глав Евангелия от Луки Спаситель указал на последствия лицемерия. Давайте послушаем эти Христовы слова.
01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
Очевидно, что те слова, с которых начался только что прозвучавший евангельский отрывок, указывают нам на людей, которые погрязли в лицемерии. Именно такие люди, обращаясь в молитве к Богу, отнюдь не стремятся жить так, как предполагают произносимые ими слова молитв. К примеру, можно в течение дня множество раз произнести молитву Господню, сказать «да будет воля Твоя и на земле, как на небе», но при этом ужасно не хотеть, чтобы воля Божия осуществилась, и делать всё ради того, чтобы она не смогла исполниться. Можно в молитвах просить о чём угодно, просить о самом добром и возвышенном, но при этом ничуть не прилагать к произносимым словам ни свою волю, ни свой ум, ни своё сердце, и, конечно же, такая молитва будет ничем иным, как лицемерием. Вообще, сама по себе невнимательная и рассеянная молитва, молитва, которая не понуждает нас к благим действиям, — это лицемерие.
Сказав о том, что человеку не подобает уклоняться в этот грех, Спаситель сказал и о том, почему лицемерие столь опасно. Он, как мы услышали, сравнил жизнь того, кто со всей тщательностью исполняет Его слова, со строительством дома на твёрдом основании, ну а противоположный подход — со строительством дома на песке. Если же этот образ перенести на жизнь человека и на его душу, то становится очевидным: того, кто пытается «откупиться» от Бога какими-то внешними действиями и ничего не значащими словами, того, кто погряз в лицемерии, ждёт печальный финал.
Когда мы читаем или же слышим эти Христовы слова, то у нас могут появиться сомнения, ведь нам известно множество примеров людей, которые вполне благополучно прожили свою жизнь в хитрости, двоедушии, и всё в том же лицемерии. Кажется, что евангельские слова что-то не учитывают, и что они слишком наивны.
Здесь нам стоит вспомнить, что Спаситель, используя понятные житейские аналогии в Своих поучениях, имел в виду то, что превосходит всё земное: Он говорил о душе человека и о её вечной участи. Душу очень легко развратить, и очень сложно сделать её крепкой, такой, чтобы она не приходила в смущение от различного рода неурядиц и искушений, ещё сложнее сделать её верной Богу, тогда как только такая — верная — душа и может войти в Царство Небесное. Верность очень легко утратить, и чрезвычайно непросто её сохранить. Однако Спаситель указал нам путь, который способен привести душу к состоянию верности Богу, и этот путь предполагает, что все произносимые нами в молитвах слова будут находить своё отражение в нашей практической жизни. Дай Бог, чтобы так было, дай Бог, чтобы дома наших душ стояли на крепком основании верности Христу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Некоторые верующие думают, что чем больше правильных слов они произнесут, чем подробнее объяснят свою правоту, тем с большей гарантией люди, к которым они обращаются, их услышат и с ними согласятся. Но всегда ли это так? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 6 и 7 глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Глава 7.
1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
Человек — существо не только разумное, но и свободное. К сожалению, для людей верующих далеко не всегда очевидно, что свобода не синоним вседозволенности и развращённости, что она дарована нам самим Богом как важная часть Его образа.
Из опыта собственной жизни мы знаем, что свобода предполагает риск того, что с тобой не согласятся и решат поступить по-своему. В этом контексте стоит вспомнить очень важный педагогический принцип, который заключается в том, что к некоторым вещам человек должен прийти сам, дозреть до них внутренне, с ними согласиться. Мы можем указать другому правильный путь, но при этом не сможем сделать за него выбор. Объясняя нашу позицию, мы можем приводить самые разные аргументы, кто-то пытается подкупить, кто-то запугивает, кто-то старается быть объективным и просто указывает на свой опыт... и всё же наступает момент, в который мы должны остановиться. Человек, который перед нами, даже осознавая нашу правоту, далеко не всегда готов сразу принять наше решение. Оно должно вызреть, ведь порой речь идёт об очень трудных вещах: попросить прощения, навести порядок в супружеской жизни, найти честную работу — всё это требует морального подвига.
Пример этого правильного подхода в сегодняшнем чтении нам являет Христос. «Что это вы говорите мне, Господи, Господи, но не поступаете по моим словам?», — спрашивает Он окружающих людей. Неужели Спаситель не знает причины их инертности? Неужели Он не мог сказать им: "Вы самолюбивые и ленивые грешники, поэтому вы и поступаете так, как вам заблагорассудится. И всё сразу стало бы понятно. Когда мы хотим добиться чего-то своего, мы часто поступаем именно так. Но Христос ставит вопрос и говорит о последствиях, предоставляя выбор им самим, и это принципиально важно. Когда я прошу ребёнка поступить нужным мне образом, я жду что он исполнит мою просьбу и всё. В данном случае его поведение не будет отличаться от деятельности робота, который просто исполнил команду. Но если мне нужно, чтобы ребёнок поступил как личность, чтобы он со мной согласился и оказался на моей стороне, я могу только предложить правильный путь, могу объяснить свою точку зрения... Но дальше я должен замолчать и дать ему возможность сделать собственный шаг.
Думаю, каждый из нас может вспомнить, как отличаются наши чувства в ситуации, когда нас слушаются, от того момента, когда с нами соглашаются, становятся на нашу сторону. Если мы обратим внимание на то, чем Христос обосновал необходимость исполнения Его слов, мы увидим, что речь идёт об очень важных вещах. О том, состоится ли человеческая жизнь, будет ли она целостной или развалится и завершится катастрофой. Казалось бы, если это настолько важно, может быть, надо было действовать жёстче? Может быть, стоит заставить людей соблюдать заповеди? И всё же Христос останавливается и оставляет за людьми возможность самостоятельно принять решение, чтобы мы увидели то глубочайшее уважение, с которым Он относится к нашей свободе, и сделали шаг Ему навстречу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист