Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная сложность христианства заключается в том, что христианское совершенство требует от человека выхода за наши естественные пределы. Евангелие утверждает, что мало быть просто хорошим человеком, недостаточно соблюдать все нормы религиозного закона, уголовного и гражданского кодексов, а также налогового законодательства, необходимо, исполняя всё это, делать и то, что и вовсе не свойственно человеку. Как раз об этом мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Первая строка только что прозвучавшего евангельского отрывка является своего рода эпиграфом ко всем дальнейшим словам Спасителя из услышанного нами фрагмента Евангелия от Луки: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Прежде, чем двигаться дальше, нам стоит остановиться на этих слова и подумать: а как мы хотим, чтобы поступали с нами люди? Конечно, наши ожидания сильно зависят от всего предшествующего жизненного опыта, от социального статуса, от возраста, пола, образования и так далее. Но если не вдаваться в частности, то можно с уверенностью сказать, что нет на свете того человека, который хотел бы несправедливости по отношении к себе. Более того, мы хотим не просто справедливости в рамках закона, мы хотим понимания и снисхождения, того, что определяется замечательным выражением «войти в положение». Иногда такое вхождение означает должностное преступление для входящего, иногда оно требует от другого человека ущемления собственных прав и попрание собственных интересов.
Спаситель нигде не говорил, что такие ожидания — это плохо. Нет. Он сказал, что мы и сами должны уметь быть теми, кто понимает, кто расходует себя ради другого, кто не ведёт себя как раб инструкций и фанат правил.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка раскрывают те ожидания от других, которые есть, пожалуй, у каждого человека, но делают они это, конечно же, тем языком, который характерен для Евангелия.
Так, мы услышали, что нет никакого смысла относиться с любовью только к тем, кто готов ответить нам взаимностью, ведь в таком отношении нет ничего особенного, так поступают вообще все люди, это естественно. Естественно, скажем, желать смягчения закона для своего друга и при этом требовать от закона строгости тогда, когда речь идёт о человеке незнакомом или же о враге.
Спаситель требует от нас, чтобы мы в качестве примера избирали не людей, а Самого Бога-Отца. Возможно ли уподобиться Богу в Его милосердии? Мы знаем, что нет. Нужно ли стремиться к такому уподоблению? Да, ведь именно через милосердие проявляет себя любовь, а она — единственный доступный нам критерий определения направления движения души: движется ли она к Богу или же от Него.
Дай Бог, чтобы плодом наших размышлений о собственном благе стало стремление оказать это благо другому!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Задумываясь о том, почему люди совершают плохие поступки, мы с удивлением можем заметить, что они не столько поступают плохо с кем-то, сколько пытаются хорошо поступить с собой. Себе делают хорошо, от чего другим становится плохо. Но как должны вести себя в подобных ситуациях христиане? Ответ на этот вопрос звучит в 6-й главе Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
К чему стремился Адам, когда перед лицом Бога обвинял Еву в том, что она дала ему плод, для того чтобы он его съел? Он стремился к тому, чтобы сохранить себя, пусть даже ценой благополучия другого. Эта история древняя, но она до боли нам знакома, потому что сегодня мы поступаем друг с другом точно так же. Мы существуем за счёт других людей. Конечно, не в буквальном, финансовом смысле слова, но в смысле использования их в своих целях. Нам важно быть хорошими, и мы находим в своём окружении тех, на чьём фоне будем лучше смотреться. Нам нужны ресурсы, и мы ищем тех, кто может их предоставить. Максимум, на что мы бываем готовы, — «дашь» на «дашь», ты мне — я тебе. Уж на что бывают жертвенными родители, и они ждут, что в итоге дети их жертву оценят, отблагодарят и в свою очередь будут жертвенны. Да и что в этом, собственно говоря, плохого? Разве сегодняшнее чтение не говорит именно об этом?
И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними.
Естественно, в этих словах нет чего-то совсем примитивного и потребительского, и человек, который всех вокруг себя только использует, не сможет жить даже по таким правилам... Более того, в отличие от золотого правила этики, правило Христа делает человека инициатором отношений... Живя по нему, мы оказываемся призваны не кивать на других, не бежать от проблем, но становиться примером для подражания.... И всё же, не может ли и в этом случае наш эгоизм вывернуться так, чтобы использовать эту заповедь в свою пользу? Я хочу, чтобы люди со мной были честными, я стараюсь быть с ними честен... Хочу, чтобы они были справедливыми — я буду справедлив... Наконец, буду милостив, рассчитывая на милость. Очевидно, что именно это наш эгоизм и делает, и Господь это знает! И поэтому Он идёт дальше, чем простой призыв создавать вокруг себя удобную нравственную среду. Если вы поступаете с людьми нравственно только для того, чтобы с вами поступали нравственно, чем вы отличаетесь от язычников? Разве они ведут себя не так? Вместо этого поступайте нравственно с теми, от кого вы этого не ожидаете. В этом смысле призыв давать взаймы и не ожидать возращения долга, не столько о деньгах, сколько о внутренней душевной щедрости, которая не должна ограничиваться исканием своего.
Начало этого пути в том, чтобы честно посмотреть на себя и своё отношение к другим. Падший человек живёт, потребляя, и всё время боится, что ему не хватит: сил, ресурсов, жизненного пространства. Однако тот, кто увидел в себе этот изъян и обратился к Богу как к Небесному Отцу, обогащается Его щедростью и становится милостив, потому что и сам помилован.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист