Апостол Иоанн Богослов — один из ближайших учеников Христа. Нередко его называют апостолом любви. И сегодня в день, когда Церковь чтит его память, хорошо было бы задуматься о том, а что есть любовь? Поразмыслить над ответом на этот вопрос нас приглашает отрывок из 19-й и 21-й глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Смерть на кресте была не только позорной, но и чрезвычайно мучительной. Приговорённые умирали долго, испытывая при этом нечеловеческие муки. В этом смысле крест был не только орудием казни, но ещё и изощрённой психологической пыткой. Поэтому в этом состоянии агонии, которое продолжалось часы, а иногда и дни, люди нередко впадали в безумие.
О том, что, будучи человеком, Господь претерпевал такие же страдания, что и другие распятые, Евангелие свидетельствует весьма убедительно. Однако с ещё большей очевидностью оно говорит о другом: несмотря на то, что боль была нестерпима, Христос не только сохранял ясность ума и сознания, ко всему этому Он ещё и продолжает проявлять заботу о ближних. Он думает о Своей матери. Находит в Себе силы препоручить её попечению ближайшего ученика.
Когда животное чувствует опасность, оно убегает и прячется. Если его загоняют в угол, оно начинает огрызаться и может даже напасть в ответ. Это естественная животная реакция. Агрессия в ответ на агрессию. Отчасти этому животному закону подчиняемся и мы. «Бьют — беги, дают — бери», «не верь, не бойся, не проси», «или ты, или тебя». Эти афористичные высказывания прекрасно иллюстрируют, что для некоторых из нас этот животный закон превратился в целую философию жизни.
Господь на кресте демонстрирует нечто иное. Он свидетельствует не просто о Своих убеждениях. Ведь когда тебя рвут на куски, все убеждения заканчиваются. Какие бы они ни были высокие и благородные. Здесь сломается и самый стальной. Христос демонстрирует, что у Него есть реальная сила быть выше животного, биологического начала в дикой, нечеловеческой ситуации. В ситуации, когда, казалось бы, всякий из нас неизбежно покажет свой звериный оскал. Тот, кто посильнее, будет извергать хулы и проклятия, кто послабее — забьётся в угол в истерике, потеряв всякое достоинство.
Даже на кресте, несмотря на дикую боль, Господь продолжает источать милость и любовь. Причём не только к своим, но и к недругам. Из других отрывков Евангелия мы знаем, что Он не хулит Своих мучителей, но и не унижается перед ними. Молится за них Небесному Отцу и просит их простить. Иными словами, принимает их такими, какие они есть. Подумать только, какую точку опоры нужно иметь внутри себя, чтобы так себя вести. Насколько силён и спокоен должен быть дух, чтобы сохранить подобную трезвенность.
Вот это состояние христианская традиция и называет Христовой любовью. Такая любовь ничего общего не имеет с сентиментальной влюблённостью. Скорее, это способность проживать жизнь так, как её прожил бы Сам Бог. Реагировать на людей и обстоятельства так, как на них реагировал Христос. Иметь подобные Ему чувства и мысли. То есть даже в самых критических ситуациях обладать силой принять тех, кто нас окружает, такими, какие они есть. Покрыть их милостью. Проявить о них заботу. Даровать им прощение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее«Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её», — эти проникновенные слова принадлежат мудрому царю древнего Израиля — Соломону. О крепкой любви, превосходящей все невзгоды мира, говорит нам сегодняшний составной отрывок из девятнадцатой и двадцать первой глав Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.
Глава 19.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Глава 21.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Мы с вами стали свидетелями страшного, но одновременно проникновенного эпизода евангельской истории. Христос Спаситель, уже распятый на Голгофском кресте, готовится проститься с земной жизнью. Но находясь на пороге смерти, Сын Божий собирает последние силы и обращает взор на тех, кто стоит внизу — рядом с основанием креста. Господь Иисус видит перед Собой не только гонителей, которые насмехаются над Его страданиями, но и тех, кто, несмотря на все угрозы, нашёл в себе силы, чтобы принести умирающему Христу прощальный дар любви.
Этими людьми, в первую очередь, стали Пресвятая Дева Мария и единственный не испугавшийся ученик — апостол Иоанн Богослов, сын рыбака Зеведея. Здесь же стояли жены-мироносицы — храбрые женщины, часто сопровождавшие Спасителя во время Его странствий. Никто из сочувствовавших Христу не мог, конечно, освободить Его от страданий. Но это и не было нужно.
При всей своей тяжести и жестокости крестная мука была частью промыслительного плана Божьего. Погружаясь в пучину страданий, Сын Божий тем самым разделял боль всего рода человеческого, но вместе с тем уже готовился начать восхождение к престолу Отца Небесного. И если схождение вплоть до ада происходило в одиночестве, то путь наверх вместе со Христом осуществили те пленники ада, что услышали призыв Спасителя и откликнулись на него.
Но вернёмся к прозвучавшему чтению. Господь Иисус всегда благодарно отвечал и отвечает на проявленную к Нему любовь. Вот и в этот раз уже сквозь кровавую пелену предсмертной агонии, превозмогая боль и жажду, Он проявляет заботу и милосердие. В первую очередь, по отношению к любимой Матери. Богородица не оставляется Спасителем в одиночестве. Её хранителем и наречённым сыном становится по слову Христа Иоанн Богослов.
В этом решении Спасителя мы видим не только земное измерение, но и, в хорошем смысле, мистический акт. В лице Иоанна Богоматери усыновляется весь новый народ Божий — церковное собрание верующих во Христа. При этом Богородица не становится какой-то богиней. Она продолжает быть смиренной, хрупкой Девой. Духовная сила, которая от Богоматери исходит, принадлежит не Ей, а Духу Святому. И забота со стороны апостола Иоанна, в которой Она нуждается, есть указание нам — заботиться о слабых, угнетённых, обделённых.
Тот дар любви, который мы адресуем людям, не исчезает, не канет в лету. Ибо большие воды времени не могут потушить истинной любви, и реки жизни не зальют её. Наш дар обязательно будет благодарно принят Христом. И ответом, исходящим от Бога, станут мир, радость, а также ясное понимание, что жизнь проходит не зря. Потому что когда живёшь не только для себя, но через служение ближним разделяешь со Спасителем Его крест, то веришь и надеешься, что и чудо воскресения тебя обязательно коснётся. А проявленная любовь освободится от плена времени и укоренится в Божественной вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий