Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 25-27
Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 24-25
Апостол Иоанн Богослов — один из ближайших учеников Христа. Нередко его называют апостолом любви. И сегодня в день, когда Церковь чтит его память, хорошо было бы задуматься о том, а что есть любовь? Поразмыслить над ответом на этот вопрос нас приглашает отрывок из 19-й и 21-й глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Смерть на кресте была не только позорной, но и чрезвычайно мучительной. Приговорённые умирали долго, испытывая при этом нечеловеческие муки. В этом смысле крест был не только орудием казни, но ещё и изощрённой психологической пыткой. Поэтому в этом состоянии агонии, которое продолжалось часы, а иногда и дни, люди нередко впадали в безумие.
О том, что, будучи человеком, Господь претерпевал такие же страдания, что и другие распятые, Евангелие свидетельствует весьма убедительно. Однако с ещё большей очевидностью оно говорит о другом: несмотря на то, что боль была нестерпима, Христос не только сохранял ясность ума и сознания, ко всему этому Он ещё и продолжает проявлять заботу о ближних. Он думает о Своей матери. Находит в Себе силы препоручить её попечению ближайшего ученика.
Когда животное чувствует опасность, оно убегает и прячется. Если его загоняют в угол, оно начинает огрызаться и может даже напасть в ответ. Это естественная животная реакция. Агрессия в ответ на агрессию. Отчасти этому животному закону подчиняемся и мы. «Бьют — беги, дают — бери», «не верь, не бойся, не проси», «или ты, или тебя». Эти афористичные высказывания прекрасно иллюстрируют, что для некоторых из нас этот животный закон превратился в целую философию жизни.
Господь на кресте демонстрирует нечто иное. Он свидетельствует не просто о Своих убеждениях. Ведь когда тебя рвут на куски, все убеждения заканчиваются. Какие бы они ни были высокие и благородные. Здесь сломается и самый стальной. Христос демонстрирует, что у Него есть реальная сила быть выше животного, биологического начала в дикой, нечеловеческой ситуации. В ситуации, когда, казалось бы, всякий из нас неизбежно покажет свой звериный оскал. Тот, кто посильнее, будет извергать хулы и проклятия, кто послабее — забьётся в угол в истерике, потеряв всякое достоинство.
Даже на кресте, несмотря на дикую боль, Господь продолжает источать милость и любовь. Причём не только к своим, но и к недругам. Из других отрывков Евангелия мы знаем, что Он не хулит Своих мучителей, но и не унижается перед ними. Молится за них Небесному Отцу и просит их простить. Иными словами, принимает их такими, какие они есть. Подумать только, какую точку опоры нужно иметь внутри себя, чтобы так себя вести. Насколько силён и спокоен должен быть дух, чтобы сохранить подобную трезвенность.
Вот это состояние христианская традиция и называет Христовой любовью. Такая любовь ничего общего не имеет с сентиментальной влюблённостью. Скорее, это способность проживать жизнь так, как её прожил бы Сам Бог. Реагировать на людей и обстоятельства так, как на них реагировал Христос. Иметь подобные Ему чувства и мысли. То есть даже в самых критических ситуациях обладать силой принять тех, кто нас окружает, такими, какие они есть. Покрыть их милостью. Проявить о них заботу. Даровать им прощение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов