Состояние уныния — одно из самых тяжёлых, с которым сталкивается человек. Возможно ли как-то с ним бороться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Апостолы трудились всю ночь. Ведь именно это время суток было самым благоприятным для рыбной ловли на Тивериадском озере. Очевидно, что после ночной работы они были измотанные и уставшие. Мы видим, как они перебирают сети, но настроение их оставляет желать лучшего. Ведь они не поймали ничего. Как минимум апостолы разочарованы, возможно подавлены и раздражены. Сегодня им не повезло. Они не смогли заработать на хлеб насущный. Что же будет завтра? В любом случае им требовался отдых как физический, так и моральный.
Но им не дают пойти домой. Господь просит вместо отдыха потрудиться ещё какое-то время. Вместо того, чтобы пойти умыться, поесть и поспать, они опять должны сесть в лодку и следить за тем, чтобы судёнышко ровно стояло у берега, пока идёт беседа с людьми. Евангелие ничего не говорит о эмоциональной реакции учеников. Но очевидно, что эта просьба их обременила как минимум физически. Однако из уважения и любви к Учителю, они понудили себя. Да тяжело, да хочется уединиться, да настроение не самое лучшее, но ведь Господь просит. Что поделать, сделаем.
Но после проповеди Христос опять не отпускает апостолов по домам. Он словно специально испытывает терпение учеников, просит Петра ещё раз напрячься и закинуть сети. Хотя Пётр опытный рыбак и прекрасно понимает, что просьба бессмысленна. Никто не ловит утром. Однако опять же, превозмогая усталость и недовольство, он механически исполняет привычную работу. Может быть, даже ворчит. И вдруг — такой эффект! Вопреки всем законам природы, вопреки всему опыту и профессиональному чутью, сети полны рыбы. Настолько это необычно, что повергает Петра, Иакова и Иоанна в благоговейный ужас, священный трепет. И радость приходит в сердца апостолов. Всё было не зря. И ночная работа, и борьба с утомлением во время проповеди Христа, и дневная ловля.
Бывают такие минуты и даже целые периоды в жизни, когда всё валится из рук. Когда кажется, что против меня ополчился весь мир. Когда всё идёт наперекосяк, не по плану. Когда хочется всё бросить, убежать, спрятаться. Но при этом понимаешь, что с подводной лодки ты никуда не денешься. Некуда бежать. Нельзя никого бросить и оставить. И вот вместо того, чтобы просто сидеть и выть на луну, вместо того, чтобы продолжать топить себя в липкой и вязкой жиже саможаления и обиды, вспомним об этом евангельском эпизоде. А вспомнив, просто произнесём такие слова: «Господи, вытащи меня из этой трясины, спаси меня от меня самого. Покажи мне, зацикленному на себе эгоисту, чем я могу быть прямо сейчас полезен Тебе и окружающим? Как я могу исполнить Твою волю? Как я могу совершить пусть небольшое дело любви?» А потом посмотрим вокруг себя. Посмотрим внимательно. Будем уверены, наш взгляд за что-то да зацепится. И наша задача будет просто встать, пойти и сделать. Даже несмотря на то, что делать ничего особо не хочется. Не надо сомневаться. Чудо произойдёт. Бог даст свет нашей душе. Даст ясность и понимание, что всё идёт по Его плану. Всё не зря. У всего есть своя цель. И мы на своём месте. И Он с нами. И держит нас за руку, и не отпускает и никогда не отпустит.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее«Нельзя увидеть Бога и не умереть». Такие слова услышал от Господа пророк Моисей на вершине горы Синай, когда попросил Творца явить Свой лик. Прошло много веков, и случилось чудо. Сын Божий стал человеком. Люди получили возможность безбоязненно вглядываться в лицо Господа. Но однажды озвученное Богом предупреждение не утратило своего значения. Об этом и говорит нам отрывок из пятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Более двух тысяч лет назад Сын Божий, названный Иисусом Христом, родился от Девы Марии, во всём став похожим на нас. Кроме греха. Во Христе неизъяснимым образом соединились две природы — Божественная и человеческая. Человеческая составляющая Христа до времени как бы скрывала под собой Божественную, превосходящую в своём величии весь наш мир и все наши представления о совершенстве.
Современники видели в Иисусе из Назарета смиренного проповедника, скромного странника, возвещавшего наступление эпохи милости Господней. Однако иногда случалось, что Христу необходимо было не просто говорить и убеждать, но для усиления проповеди всё же являть некоторым людям Божественную силу. И тогда современники Спасителя ощущали тот самый глубинный трепет, что охватил пророка Моисея, когда тот говорил с Богом на вершине Синая.
Проявлению Божественной силы Христа и реакции на неё со стороны людей, собственно, и посвящено прозвучавшее евангельское чтение. Спаситель на глазах у будущего апостола Петра и других ещё не призванных к служению учеников совершает чудо. По слову Иисуса пустые рыбацкие сети наполняются уловом — настолько большим, что лодки практически не выдерживают груза. Симон-Пётр, увидев произошедшее, падает на колени и просит Христа покинуть его лодку.
Пётр при этом говорит, что он, будущий апостол, человек грешный. Так же поступили брат Симона — Андрей, а ещё Иоанн и Иаков Зеведеевы. Они ощутили своё полное недостоинство перед лицом величия чуда Божия. Стоит обратить внимание на реакцию Спасителя. Он смиренно говорит будущим апостолам — не бойтесь, отныне будете ловцами человеков. В тот самый момент жизнь простых галилейских рыбаков полностью изменилась.
Симон и иные рыбаки встретили Бога и умерли для прежней жизни. Апостолы встали на путь служения Богу, оказались глашатаями Евангелия — благой вести о Царствии Божием. Это призвание не было лишено горестей и трудностей, но радость, источником которой был Бог, лечила раны, смягчала боль, помогала преодолевать все преграды.
Что прозвучавшее чтение значит для нас — неапостолов, жителей иных земель и иных времён? Каждый из нас пришёл в этот мир по воле Божией. А значит призван к чему-то, что имеет значение и смысл. До времени они могут оставаться непонятными. Но обязательно однажды Господь касается наших умов и сердец. И всё становится ясно. Христос входит в лодку нашей жизни. Не чтобы разрушить её, но чтобы показать новую перспективу жизни. Нам даётся шанс умереть для ошибок прошлого и начать жить по-новому — с Богом и ради Бога. Нельзя увидеть Бога и не умереть. Но благодаря Христу можно затем воскреснуть для служения милосердия, которое обязательно приведёт нас в Царство Господне, где, по слову Иоанна Богослова, Бог будет всё во всём.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий